Translate

понедельник, 29 мая 2017 г.

Китай: Лю Чи-Шень (10)

Лю Чжэшэн
Liu Chi-Sheng.jpg
Фотография 1930-х годов
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
18 февраля 1991 (76 лет)
Место смерти
Принадлежность
Род войск
Звание
Сражения/войны
Награды и премии
Медали за сбитые самолёты
Лю Чжэшэн (кит. 柳哲生19141991) — китайский военный, летчик-ас Второй мировой войны. Летал на американском биплане [en]. Позднее на советских истребителях: полутораплане И-15 и моноплане И-16 одержал 10 личных побед[1] и две — в группе[2]. За каждую воздушную победу получил медаль (кит. 星序獎章англ. Star Medal).

Биография[]

Родился 22 февраля 1914 года в городе Баодин китайской провинции Хэбэй, в семье кадрового офицера.
В 1931 году пошёл по стопам отца, поступив в Центральную офицерскую академию, когда сложилась чрезвычайная ситуация в Маньчжурии. В 1934 году он перешел в Центральную авиационную школу, успешно окончив её 12 октября 1936 года. Стал участником Японо-китайской войны в составе 21-й эскадрильи 4-го истребительного полка, оснащённого самолётами Curtiss F11C Goshawk (англ.). В конце сентября 4-й иап был преобразован в 5-й истребительный полк и начал получать советские самолёты И-16 и И-15, завершив своё перевооружение в начале 1938 года.
Последнюю свою воздушную победу одержал 16 июля 1940 года и в октябре этого года вернулся в 4-й иап командиром 21-й эскадрильи.
Дослужившись до генерал-майора Китайских ВВС, уволился с военной службы в 1963 году.
После выхода на пенсию жил в Тайбэе. В конце 1990 года он посетил своих родственников в Канаде. Здесь перенёс кровоизлияние в мозг и умер 18 февраля 1991 года.

Схемы окраски, Китай

Истребители, поступавшие в Китай из Советского Союза, как правило, сохраняли свою заводскую окраску. На киль наносились сине-белые полосы, на нижней поверхности крыла помещалась эмблема ВВС Гоминьдана (двенадцатиконечная звезда).

Части советских добровольцев

Истребители советских добровольцев в Китае несли опознавательные знаки в виде двузначных чисел большого размера, нанесённых на фюзеляж. Этот стандарт был введён А. С. Благовещенским.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 одного из подразделений советских лётчиков-интернационалистовИ-16 тип 5 одного из подразделений советских лётчиков-интернационалистов. [5],[6] Согласно данным [6], на этом самолёте летал Антон Губенко.
И-16 тип 10 одного из подразделений советских летчиков-интернационалистов, 
          1938 годИ-16 тип 10 одного из подразделений советских летчиков-интернационалистов, 1938 год.
И-16 тип 10 Григория Кравченко, аэродром Ханькоу
И-16 тип 10 Григория Кравченко, аэродром Ханькоу
И-16 тип 10 Григория Кравченко, аэродром Ханькоу, 1938 г. [8] Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 одного из подразделений советских летчиков-интернационалистов
И-16 тип 10 одного из подразделений советских летчиков-интернационалистов
И-16 тип 10 одного из подразделений советских летчиков-интернационалистов. [3]. [4] Автор второго рисунка — Сергей Ершов, автор третьего рисунка — Славомир Заячковский (Slawomir Zajaczkowski). [9]

 

Китайские истребительные части

Пилотируемые китайскими лётчиками И-16 несли на киле четырёхзначное число, обозначавшее номер самолёта и истребительной части (например, номер 2105 обозначал принадлежность самолёта к 21-му чаньтаю). На ряде самолётов номер был перенесён на фюзеляж.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 Лью Чи-ШеняИ-16 тип 5 Лью Чи-Шеня. 21-й чаньтай IV татуя. Ханькоу, март 1938 года.
И-16 тип 10 без дополнительных маркировокИ-16 тип 10 без дополнительных маркировок
И-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 ггИ-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 гг. Эта часть летала в основном на И-15бис. [1]

И-16 тип 10
И-16 тип 10. Один из шести И-16, имевшихся на вооружении 24-го чаньтая IV татуя. Этот самолет 13 сентября 1940 года принимал участие в первом воздушном бою с появившимися в Китае A6M Zero. [1],[5] Автор второго рисунка — Гаэтан Мари (Gaetan Marie).
 И-16 (тип 10 или 17) 24-го чаньтая IV татуя И-16 (тип 10 или 17) 24-го чаньтая IV татуя. Ченьду, июнь 1941 года, летчик Вей Тинь Чи.

 

Военно-воздушные силы Синьцзяна

Передача самолётов авиационной школы правительству Гоминьдана
Передача самолётов авиационной школы правительству Гоминьдана
Провинция Синьцзян, формально входящая в состав Китая, подчинялась Чан Кайши лишь номинально и ощущала на себе сильное влияние Советского Союза. В 1938 году для укомплектования авиационной школы, созданной Коммунистической партией Китая в Урумчи, было передано некоторое количество У-2 и Р-5, а в 1941 году авиационный парк пополнился шестью И-15 и двумя И-16. Эмблемой служило стилизованное изображение падающей звезды. На представленных фотографиях и профилях видно отсутствие сине-белых полос на фюзеляже и номера, нанесённые в советском стиле.
В 1942 году Шень Ши-Цай, правитель Синьцзяна, решил улучшить свои отношения с Чаном Кайши, и арестовал китайских коммунистов, составлявших персонал авиационной школы. Самолёты школы были переданы под контроль Гоминьдана. Возможно, что именно в этот момент на нижней части крыла синьцзянских И-16 появилась двенадцатиконечная звезда (если судить по фотографиям и профилям синьцзянских Р-5, изначально эмблем Гоминьдана самолёты авиационной школы не несли).
Камуфляжные схемы

И-16 (тип 10 или 18) с нанесённой эмблемой ВВС Синьцзяна, 
        1941 год
И-16 (тип 10 или 18) с нанесённой эмблемой ВВС Синьцзяна, 1941 год. [1] В первом варианте на фюзеляже заметно написанное иероглифами слово «Синьцзян». Художники — Теодор Ливиу Морошану (Teodor Liviu Morosanu), Славомир Заячковский (Slawomir Zajaczkowski). [9]

 

Учебно-тренировочные машины

УТИ-4 и их аналоги китайского производства продержались в ВВС Гоминьдана гораздо дольше, чем одноместные И-16, их раскраска подвергалась изменениям вместе с остальным авиационным парком Китая.
Камуфляжные схемы
УТИ-4УТИ-4. Чаньчуньская школа ВВС, 1938 год.
Чань-28 ЧиаЧань-28 Чиа. Аэродром Куннинь, 1942 год.
Чань-28 Чиа с нанесённым камуфляжемЧань-28 Чиа с нанесённым камуфляжем. Художник — Сергей Ершов.

Родезия: Яннис Плагис

Яннис Агорастос «Джон» Плагис (греч. Γιάννης Αγοραστός Πλαγήςангл. John Plagis10 марта 1919ХартлиРодезия — 1974) — британский лётчик греческого происхождения, принимавший участие во Второй мировой войне, ас.
Будучи греческим гражданином, воевал в рядах британской королевской авиации (RAF). Награждён орденом «За выдающиеся заслуги» и крестом «За выдающиеся лётные заслуги» за свои 19 признанных личных побед. Закончил войну в звании майора авиации. После 1945 года принял родезийское гражданство и продолжал летать в RAF на реактивных самолётах Gloster Meteor. Ушёл из авиации в 1948 году. В тогдашней Родезии его именем был назван проспект, на котором находился его дом.

Плагис родился 10 марта 1919 года в ХартлиРодезия (ныне — Чегуту), в семье греков — выходцев с греческого острова Лемнос. Плагис сохранял греческое гражданство и был крещён православным.
В 1939 году пытался вступить в военную авиацию Родезии, однако ему было отказано, как иностранному гражданину. Ситуация изменилась 28 октября 1940 года, когда фашистская Италия напала на Грецию: Великобритания и Греция стали союзниками. Плагис был принят в авиацию в 1941 году и до начала 1942 года проходил курс лётного обучения в Южной Родезии, после чего был отправлен в Англию. Там он совершает первые вылеты над оккупированной Европой на Spitfire Mk.V под номерами SH-BBL734.
В этом же году по его просьбе Плагис переведён в эскадрилью 249, которая базировалась на Мальте. Остров подвергался непрерывным бомбардировкам со стороны итальянской авиации и Luftwaffe, и RAF к этому времени уже потеряла в неравных боях 300 самолётов. Плагис перелетел с первыми 16 Spitfire Mk Vb с палубы авианосца Eagle, находившегося в водах у Алжира, на Мальту, на самолете под номером GN-K, ΑΒ346. Сразу после прибытия и посадки он был поднят по тревоге.
Плагис пишет, что в течение двух недель все перегнанные самолёты вышли из строя, и «если 4 наших самолёта противостояли 20—30 самолётам противника, мы считали это соотношение благоприятным для нас». В таких условиях те из пилотов, кому удалось выжить, получили возможность отличиться. Повезло и Яннису Плагису.
1 апреля 1942 года Плагис вёл четвёрку Spitfire Mk Vb на перехват итало-германской эскадрильи, насчитывающей 180 бомбардировщиков и 80 истребителей. В этом бою Плагис лично сбил 4 самолёта (с большой вероятностью ещё один, 5-й) и нанёс серьёзные повреждения одному бомбардировщику Junkers Ju 88. За этот бой Плагис получил боевой крест и повышение в звании. Мальтийская пресса написала о нём.
6 июня того же года при перехвате 40 бомбардировщиков Плагис одержал 2 новые победы и за ним признаны ещё 4 вероятные победы. Он получает свою следующую награду, которую сопровождал следующий текст: «его мужество считается непревзойдённым по сегодняшний день». После этого Плагис был переведён в 185-ю эскадрилью.
Большинство своих побед (13) Плагис одержал в небе Мальты, летая на самолёте под номером Β, BR321, под именем его сестры Кетти (ΚΑΥ), которое с тех пор несли все его самолёты.
В августе, после выявленной у него психо-соматической усталости, Плагис был переведён в Англию. На прощание греческая община Мальты вручила ему почётную табличку, которую он доверил экипажу подлодки HMS Tortoise. Подлодка пропала в Средиземном море. К этому времени Плагис уже получил звание майора авиации.
После выздоровления Плагис принимает участие в первых лётных испытаниях нового Spitfire Mk IX, который должен был противостоять немецкому Focke-Wulf Fw 190.
С возвращением к боевой деятельности ему было поручено командование эскадрильей 64 с базой в Колтисол. Возглавляя эту эскадрилью, он совершил много вылетов над оккупированной Европой, сопровождая бомбардировщики, и одержал ещё 2 личные победы. Затем последовало командование 126-й эскадрильей, где он летал на Spitfire Mk IX, 5J-K, ML214 и на котором Плагис одержал ещё 4 победы.
Следующее отличие приходит к Плагису со сражением за мост АрнемГолландия. Плагис сопровождает транспортные самолёты, сбрасывающие снабжение обороняющимся британским войскам. Здесь, при плотном противовоздушном огне, Плагис был сбит, но смог выбраться с малыми ранениями из своего разбившегося самолёта. За этот бой Плагис получил ещё одну награду, на этот раз от голландского правительства. В дальнейшем эскадрилья 126 получила новые Mustang Mk.III. Последний боевой вылет, в котором Плагис принял участие, состоялся 17 марта 1945 года, сопровождая налёт бомбардировщиков de Havilland Mosquito на штаб гестапо в городе КопенгагенДания.

После войны

В возрасте 29 лет майор авиации Плагис возвращается в Родезию, где ему поручено командование местной эскадрильей. Одновременно Плагису было дано родезийское гражданство, как и другим иностранным гражданам, принявшим участие в войне. Поскольку из всех иностранцев Плагис был самым известным, в его честь был назван проспект в городе Солсбери (Хараре), и он был признан родезийским героем.
Плагис подал в отставку, но был снова призван в 1946 году, чтобы возглавить эскадрилью реактивных самолётов Gloster Meteor. Плагис оставался на этом посту до 1948 года, когда ушёл в отставку и вернулся в родной город Хартли. Здесь он открыл собственное дело и участвовал в политической жизни, вступив в партию Родезийский фронт. Умер Плагис в 1974 году.
Хотя Яннис Плагис был лётчиком с самым большим числом побед среди лётчиков греческой авиации и греческих граждан, воевавших в рядах других союзных авиаций, его имя стало широко известно в Греции только в 2000-е годы усилиями историков-любителей.
В международных списках лётчиков-асов[источник не указан 95 дней] Плагис иногда упоминается как греческий, а иногда родезийский лётчик. В английской авиационной литературе Плагис широко известен[источник не указан 95 дней], в особенности за бои над Мальтой. Упоминается Плагис[1] и в итальянских авиационных изданиях.
Яннис Плагис
греч. Γιάννης Αγοραστός Πλαγής
John Plagis.jpg
Дата рождения
Место рождения
Хартли, Родезия
Дата смерти
Место смерти
Принадлежность
Род войск
Военно-воздушные силы
Годы службы
1941—1948
Звание
майор
Награды и премии
Кавалер ордена «За выдающиеся заслуги»
Uk dfc rib.png
В отставке
с мая 1948

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...