Translate

пятница, 26 мая 2017 г.

Кельне”

Köln
efe080b00c99.pngФото: Главный калибр немецкого легкого крейсера «Кельн»

Крейсер “Кельн”

7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.
Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между мировыми войнами, названный в честь крейсера, не действовавшего в заграничных водах, а погибшего в составе Флота Открытого моря. Первый “Кельн” был потоплен британскими линейными крейсерами в Гельголандском сражении 28 августа 1914 г.
Крестной матерью нового крейсера стала вдова командира первого “Кельна” фрау Мейдинер. Торжественную речь произнес обер-бургомистр Кельна доктор Конрад Аденауер (после войны канцлер ФРГ). Достроечный период завершили 15 января 1930 г. Экипаж нового крейсера был укомплектован моряками вычеркнутого из списков крейсера “Амазоне”. Начались испытания, совмещенные с курсом боевой подготовки. Их завершили 19 июля. Во второй половине июля провели поход с заходом в Кенигсберг, Бремерхафен и Данциг.
После завершения похода “Кельн” зачислили в состав Разведывательных сил флота. Началась его рутинная служба в составе этого соединения. С 29 августа по 1 октября состоялся первый заграничный визит – в Копенгаген. Затем корабль принял участие в больших осенних маневрах, и после их окончания “Кельн” направили в Атлантический поход для испытаний. Во время этого похода с 27 октября по 5 декабря крейсер посетил Лас-Пальмос, Сент-Винсент, Санта Круз де Тенерифе и Виго. 1931 г. прошел для “Кельна” в рутинной службе и маневрах соединения и флота. 20 мая крейсер участвовал в параде по случаю спуска броненосного корабля “Дойчланд”. В июне прошел учебный поход в норвежские воды, в сентябре началось участие в больших осенних маневрах.
7 января 1932 г. крейсер выходит в небольшой заграничный поход. В Атлантическом океане были проведены стрельбы, затем состоялся визит в Лас-Пальмос, и 28 января корабль вернулся в Вильгельмсгафен. 30 марта корабль исключили из списков Разведывательных сил и зачислили в состав учебного отряда. В мае крейсер посетил лидер НСДАП А.Гитлер. В сентябре корабль принял участие в маневрах флота. 9 сентября и с 19 по 21 сентября на борту крейсера находился командующий флотом. 13 сентября “Кельн” выполнил траурный ритуал, с его борта была захоронена урна с прахом главнокомандующего военно-морским флотом адмирала Ганса Ценкера. С 17 по 18 сентября прошел короткий визит в норвежский порт Ставангер, после чего началась подготовка к большому учебному походу.
8 декабря 1932 г. “Кельн” вышел из Вильгельмсгафена, пройдя через Ла-Манш, обогнул Испанию и через Гибралтарский пролив вышел в Средиземное море. 2 января 1933 г. крейсер прибыл на Сицилию, где в порту Мессина пробыл 12 дней. 17 января “Кельн” вошел в порт Александрию и после короткой стоянки через Суэцкий канал вышел в Красное море. Следующий остановкой стал порт Мадрас в Индии, где стоянка продолжалась с 8 по 17 февраля, затем направился к берегам Суматры, пробыв в Сабате с 20 февраля по 1 марта. На следующий день крейсер впервые в своей истории пересек экватор, и по этому поводу на его борту состоялось традиционное в таких случаях празднование.

 
 
28 мая 1928 г. “Кельн" во время спуска на воду.

9 марта пересек южный тропик и 11 марта прибыл в австралийский порт Фримантл, и затем, обогнув Австралию с юга, он посетил все важнейшие порты южного побережья материка: Аделаиду (стоянка с 22 по 30 марта), Порт Филипп (1-10 апреля), Мельбурн (10-19 апреля и 21- 24 апреля) и Хобарт (28 апреля-4 мая). Проведя с 24 по 28 апреля артиллерийские и торпедные учения, “Кельн” направился в крупнейший город Австралии – Сидней, где пробыл 10 дней, с 6 по 16 мая. Затем крейсер перешел через Тихий океан со стоянкой на острове Фиджи (23-29 мая), а затем в центр бывших германских владений – Рабаул (стоянка 7-16 июня). 16 июня он во второй раз пересек эквватор, а 20 июня бросил якорь в гавани Апра на о. Гуам. 29 июня “Кельн” прибыл в город Кобе в Японии, где с 3 по 5 июля было проведено его короткое докование. Дальнейший путь пролегал через Внутреннее море Японии, Симонеский пролив и вдоль побережья Китая. 20 июля с борта “Кельна” в море был опущен венок в память о погибшей в 1896 г. во время тайфуна канонерской лодки “Ильтис”. С 21 по 31 июля крейсер простоял в бывшей немецкой базе – порту Циндао.
После посещения Шанхая (2-14 августа) “Кельн” направился в обратный путь. 21 августа он пересек экватор, посетил индонезийский порт Маккасар, острова Флорес и Ломбан. После захода в Сингапур “Кельн” прошел через Малаккский пролив и взял курс на Цейлон, 2 октября бросил якорь в бухте Коломбо, откуда после недельной стоянки взял курс на родину.
Корабль вновь прошел Суэцким каналом, зашел в бухту Суда на Крите, где встретился с однотипным крейсером “Карлсруэ”, также находившимся в заграничном походе. Посетив о. Корфу и порт Таранто, “Кельн” пришел в испанский порт Виго, где состоялась его последняя продолжительная остановка (30 ноября-7 декабря), и 11 декабря 1933 г. “Кельн” встал на якорь в бухте Шиллинг, а 12 декабря прибыл в Вильгельмсгафен, завершив свое путешествие. Во время этого похода он прошел 37000 миль.
1 января 1934 г. “Кельн” вернули в состав флота и снова зачислили в состав Разведывательных сил флота. 13 мая крейсер принимал участие в параде на рейде Свинемюнде. С 9 по 26 июля прошел учебный поход в Атлантику вместе с броненосным кораблем “Дойчланд”. Состоялись заходы в Фуншел, на остров Мадейра и в столицу Португалии порт Лиссабон. Со 2 ноября по 27 декабря крейсер стоял на верфи Вильгельмсгафена, где провели ремонтные работы, установили авиационное вооружение и новые 88-мм зенитные орудия. В сентябре 1935 г. “Кельн” принимал участие в больших маневрах флота на Северном море. С 20 февраля 1936 г. по 4 марта крейсер занимался охраной рыболовства, с 15 апреля по 8 мая “Кельн”, в составе флота, совершает поход в Атлантику с посещением острова Мадейра.

 
На достройке. 1929 г. (вверху) 


В начале июля крейсер в составе соединения занимался боевой подготовкой. 18 июля в Испании начался мятеж генерала Франко. План боевой подготовки изменили, и 23 июля (по другим данным, 27 июля) из Вильгельмсгафена выходит в море сильное соединение: броненосные корабли “Дойчланд” (флаг вице-адмирала Карлса), “Адмирал Шеер”, легкие крейсера “Кельн” и “Лейпциг”. Корабли шли к испанскому побережью. Перед соединением были поставлены задачи по “защите интересов и граждан”. Это была официальная задача, но корабли имели другую задачу – оказывать возможную помощь мятежникам генерала Франко. 26 августа “Кельн” вернулся в немецкие воды, но 5 октября снова уходит в Испанию. 1 декабря корабль возвращают в Германию – командование дало возможность морякам встретить Рождество и Новый год в кругу семьи.
5 января 1937 г.
“Кельн” вновь уходит в Испанию. По возвращении 15 марта в Германию корабль прошел курс боевой подготовки и текущий ремонт. С 7 до 29 июня и с 30 июля по 8 октября вновь находится в испанских водах. Остаток года – боевая подготовка. Первые два месяца 1938 г. прошли для корабля в повседневной службе.
26 февраля крейсер снова выходит в море, но на этот раз не в испанские воды, а на север в норвежские воды и в Северном море защищает рыболовство. 13 марта корабль прибыл в Германию. Затем снова началась повседневная боевая подготовка. В ней было два небольших перерыва – визит в столицу Латвии Ригу с 27 мая по 3 июня и посещение в августе шведского порта Уддевала. Осенью крейсер участвовал в больших маневрах флота. С 31 октября по 27 декабря он стоял на “Дойче Верке” в Киле, где проходил текущий ремонт (в этот период установили новый кран на шкафуте).

 
Визиты и приемы

Первые два месяца 1939 г. прошли для корабля в повседневной службе. С 3 по 6 февраля “Кельн” принимает участие в параде на рейде Гамбурга. 21 марта в море выходит сильное соединение немецкого флота. В него вошли броненосные корабли “Дойчланд” (на борту рейхсканцлер А. Гитлер и командующий Разведывательными силами контр-адмирал Денш), “Адмирал Шеер”, “Адмирал Граф Шпее”, легкие крейсера “Кельн”, “Лейпциг”, “Нюрнберг”, 7 эсминцев и большое количество малых боевых кораблей. Цель этого выхода – аннексия литовского города Мемель (Клайпеда).
В это время в Берлине шли дипломатические переговоры, которые вел министр иностранных дел И. фон Риббентроп. Измученный морской болезнью фюрер дважды запрашивал Берлин о ходе переговоров. Диктатору необходимо было знать, как входить в Мемельский порт – применив силу или нет. В конце концов в 1 ч. 30 мин. ночи И. Риббентроп передал фюреру по радио, что литовцы документ подписали.
В 11 час. 30 мин. 23 марта Гитлер и его корабли с триумфом вошли в очередной завоеванный город, где фюрер выступил в Мемельском городском театре с речью перед неистовавшей толпой “освобожденных” немцев. Так был перечеркнут еще один пункт Версальского договора. Свершилось еще одно бескровное завоевание. Однако А. Гитлер не мог предвидеть, что завоевание подобного рода окажется последним” . (У. Ширер. Взлет и падение Третьего Рейха. Том 1, стр. 497). 13 апреля (по другим данным, 18 апреля) в море выходит соединение немецкого флота: броненосный корабль “Адмирал Граф Шпее”, крейсера “Кельн”, “Лейпциг”, “Нюрнберг”, 7 эсминцев, подводные лодки и суда снабжения. Корабли пошли на юг, их целью стали испанские и марокканские порты. Переход был дольше обычного, из-за периодической неисправности механизмов. По приходу на место назначения провели учения. Помимо этого состоялись заходы в различные испанские и марокканские порты: Геута, Понтведро, Виго. “Кельн” нанес визит в португальскую столицу Лиссабон. 15 мая (по другим данным, 16) корабли вернулись в Германию.

 
На “Кельне” в 1933 г. (вверху) На баке

Все лето 1939 г. прошло в боевой подготовке. В августе 1939 г. корабль находился в Балтийском море. После начала войны с западными демократиями “Кельн” перевели в Северное море. Вместе с ним передислоцировали “Нюрнберг” и “Лейпциг”. С 3 по 18 октября крейсер принимал участие в постановке системы оборонительных минных заграждений “Вествалл”. С 8 по 10 октября (по другим данным, с 7 по 9 октября) линейный корабль “Гнейзенау”, крейсер “Кельн” и 9 эсминцев под командой адмирала Бэма вышли в море. Немецкие корабли провели поиск вдоль южного побережья Норвегии. В это время в Северном море были развернуты 4 немецкие подводные лодки, а на аэродромах в полную боевую готовность переведены самолеты “Люфтваффе”. В штабах рассчитывали, что британский флот выйдет и по нему будут нанесены удары из-под воды и с воздуха.
Корабли Бэма обнаружила вражеская авиаразведка, и в море вышли главные силы флота Метрополии. Немецкие корабли были атакованы бомбардировщиками типа “Веллингтон”, но безрезультатно. Безрезультатной оказалась и атака 148 немецких бомбардировщиков против английских кораблей. Немецкие подводные лодки противника не обнаружили. Результат операции для обеих сторон был нулевой. Более того, из-за плохой координации действий кораблей внутри командования немецкого флота, именно на это время запланировали прорыв немецкой подводной лодки “U-47” в главную базу флота Метрополии Скапа-Флоу. К счастью, для немецких подводников гавань была не пуста, в ней находился устаревший линкор “Роял Оук”.
Вторая половина октября и почти весь ноябрь прошли для “Кельна” в повседневной службе. Следующий выход в море состоялся 21 ноября. Немецкая эскадра в составе: броненосный корабль “Лютцов” (бывший “Дойчланд”), крейсеров “Кельн”, “Лейпциг” и 6 флотилия миноносцев провела поиск нейтральных судов с военной контрабандой. Эта операция плавно перетекла в следующую. Линкоры “Шарнхорст”, “Гнейзенау” выходили в море для нападения на корабли вражеского северного патруля. Операцию прикрывали легкие крейсера “Кельн”, “Лейпциг”, 3 эсминца, 4 миноносца (до 15 ноября). Линкоры уничтожили вспомогательный крейсер “Ривалпинди”. Корабли из состава сил прикрытия встреч с противником не имели. 24 ноября в состав эскадры был снова включен “Лютцов”, произошли изменения в составе сил охранения, число эсминцев увеличили до 5. Затем провели поиск судов с контрабандой в проливе Скагеракк и 25 ноября вернулись в базу.
Осенью и зимой 1939 г. немецкие эсминцы ставили мины у побережья Британии. В качестве сил прикрытия использовались легкие крейсера.
В ночь с 12 на 13 декабря в море вышли “Кельн”, “Лейпциг” и “Нюрнберг”, ими командовал командующий Разведывательными силами контр-адмирал Г. Лютьенс. Утром 13 декабря британская подводная лодка “Сэлмон” торпедировала “Лейпциг” и “Нюренберг”. “Кельну” повезло – вражеские торпеды в него не попали. Он единственный не получивший повреждений пошел вперед, прошел через позицию еще одной вражеской подводной лодки “Урсула”, которая пыталась занять позицию для атаки, но не успела -“Кельн” благополучно добрался до базы.

 
‘‘Кельн" и “Гох Фок”, (вверху) На учениях

До мая 1940 г. “Кельн” был флагманским кораблем Разведывательных сил. Корабль, стоя в базе, благополучно провел зиму 1939-1940 г. В первые дни апреля 1940 г., адмирала Лютьенса сменил контр-адмирал Г. Шмундт. Время для смены командующих было неудачным, завершалась подготовка к вторжению в Данию и Норвегию. “Кельн” становился флагманом 3 группы, предназначенной для захвата норвежского порта Берген. 9 апреля после боя с норвежскими береговыми батареями задание было выполнено. Правда большая часть кораблей этой группы была повреждена. Шмундт решил увести неповрежденные корабли в соседний фиорд, только поэтому “Кельн” не попал под авиационный налет, во время которого погиб “Кенигсберг”.
Вечером 9 апреля корабль, эскортируемый миноносцами “Леопард” и “Вольф”, совершил переход в Германию и 10 апреля прибыл в Вильгельмсгафен. Далее состоялся переход в Киль и двухнедельная стоянка, потом переход в Свинемюнде, 11 мая крейсер прибыл в Вильгельмсгафен, где поступил в распоряжение группы “Вест”. 14 мая на борт крейсера были приняты мины. Он вместе с минным заградителем “Грилле”, сопровождаемый эсминцами “Бейтцен”, “Шоеманн”, “Хейнеманн”, миноносцами “Кондор”, “Грейф”, должен ставить мины в районе Доггер-банки. Из-за плохой погоды операцию провели только 16 мая. 18-го соединение вернулось на базу, снова приняло мины на борт и выставило их в том же районе.

 
Легкий крейсер “Кельн” .
Сведения о корабле, опубликованные в справочнике по германскому флоту, изданному в годы второй мировой войны разведывательным управлением ВМФ США.

 
 
Вторую половину мая и первую половину июня “Кельн” был приписан к школе Корабельной артиллерии (Schiffes Artillerie Schule). С середины июня до середины августа он проходил ремонт на заводе “Германия” и “Дойче Верке”. 16 августа “Кельн”, без особых последствий для обоих, столкнулся с подводной лодкой “U-70”. Следующие три с половиной месяца прошли для крейсера в учебных походах и маневрах в Южной Балтике.
В один из первых дней декабря он прибыл в Киль и с минного тендера “Лаутинг” на борт крейсера были приняты мины. В выходе на минную постановку 4 декабря также с минами на борту был задействован и крейсер “Нюрнберг”. В охранении крейсеров находились миноносцы из 1-й и 2-й флотилии. Мины планировали выставить у входа в пролив Скагеракк, но из-за сильного ветра и шторма командование группы “Норд” операцию отменило. “Кельн” с минами пошел в Свинемюнде. В этом порту мины выгрузили, и моряки крейсера там же встретили новый 1941 год.

"Кельн” стреляет из орудий главного калибра. 1938 г. (вверху)

 
Артиллерийское и минное вооружение корабля

15 февраля на “Кельне” была получена директива командования военно-морского флота о превращении корабля в учебный. Аналогичную директиву получили на всех уцелевших немецких легких крейсерах. Основными их задачами стали:
1) Первоначальное обучение азам корабельной службы новобранцев строевых и технических специальностей.
2) Корабельная практика выпускников школ унтер-офицеров.
3) Корабельная практика курсантов военно-морских училищ.
4) Использование крейсеров в качестве кораблей мишеней и проведения различных экспериментов и испытаний.
Фактически на некоторое время легкие крейсера потеряли свое значение как боевые корабли. Большую часть их экипажей теперь составляли стажеры. Многие опытные моряки ушли на подводные лодки. Офицеры с трудом поддерживали боевую готовность зенитной артиллерии и аварийных партий. Статус учебных вскоре начал сказываться на техническом состоянии кораблей, промежутки между плановыми ремонтами и докованиями были увеличены.
“Кельн” выполнял обязанности учебного корабля до сентября 1941 г. В середине этого месяца командование Кригсмарине, ожидало прорыва советского Балтийского флота из Ленинграда в Швецию. Немецкие адмиралы решили не допустить этого и уничтожить Красный флот в “правильном” морском бою, для чего сформировали сильную эскадру, так называемый “Балтенфлотте”. 23 сентября из Свинемюнде выходит в море линкор “Тирпиц”, броненосный корабль “Адмирал Шеер”, легкие крейсера “Кельн” и “Нюрнберг”, 3 эсминца, 5 миноносцев. Это была северная группа.
Корабли едва успели прибыть в Аландское море, как стало известно о налете “Люфтваффе” на Кронштадт. Советский Балтийский флот понес большие потери и прорываться в Швецию не будет. 24 сентября из состава “Северной группы” исключаются “Тирпиц” и “Адмирал Шеер”, они уходят в Готенгафен. Скорее всего, “Шеер” должен был остаться, но его катапультный “Аг- 196”, заходя на аварийную посадку, сбросил глубинную бомбу у борта. Корпус броненосного корабля был “контужен”, и он отправился на базу. Остальные корабли находились в Аландском море до 29 сентября.

 
“Кельн" на Балтике у о. Даго. 1941 г.

В сентябре немецкая армия начала операцию по захвату Моонзундских островов. К началу октября ближний к материку остров Саарема (Эзель) был захвачен. Бои шли за остров Хиума (Даго). Флот для поддержки операции выделил крейсер “Кельн”, миноносцы “Т-2”, “Т-5”, “Т-7”, “Т-8” и тральщики из 1-й и 4-й флотилий. Действия кораблей получили название операции “Острройссен”. Крейсеру поставили задачу подавить советскую батарею на мысе Ристин. После чего армия должна была высадить небольшой десант на южном побережье острова. Утром 11 октября “Кельн” вышел в море, вскоре к нему присоединились миноносцы “Т-2” и “Т-5”, “Т-7” присоединился позднее. Проблема заключалась в том, что артиллерийский офицер “Кельна” не знал, где находится батарея, поэтому миноносцам поручили уточнить ее местоположение. В 8 часов утра 12 октября крейсер занял позицию для обстрела побережья. Погода стояла прекрасной. Точкой пристрелки определили маяк. Артиллерийский офицер “Кельна” определил калибр батарей в 180 мм, расстояние 25000-30000 метров.
Во время первого захода было израсходовано 124 снаряда. Батарея ответила тремя залпами. Из-за трудностей с измерением дальности и места батареи корабль задачу не выполнил. Начался второй заход. При этом расход снарядов был небольшим, всего 35. Советские артиллеристы, в отличие от немецких, пристрелялись быстро. Батарея произвела 15 залпов, при этом было несколько накрытий и разрывов у борта. Осколки одного из снарядов попали в надстройку у башни “С”. Командир “Кельна” приказал изменить курс, а миноносцам поставить дымзавесу. Вскоре бой продолжился, по берегу открыли огонь тральщики и миноносцы. Крейсер выпустил еще 126 снарядов. После этого батарея замолчала, скорее всего, из-за нехватки снарядов. Миноносцы какое-то время стреляли по побережью. После полудня “Кельн” и сопровождение ушли на базу и 14 октября прибыли в Готенгафен (Гдыню).
Вернемся на несколько дней назад. 10 октября в море из Кронштадта вышли три подводные лодки, эскортируемые 4 тральщиками и 6 катерами “МО”. Одной из лодок была участница финской войны “Щ-323” капитан-лейтенанта Ф.И. Иванцова. 13 октября “Щука” вышла в Балтийское море, и в 2 часа 30 минут об этом событии было доложено в штаб флота. Через 15 минут радист лодки принял ответную радиограмму: “На остров Даго противником производится высадка десанта. По пути следования на свою позицию атаковать корабли противника” (Боевая деятельность подводных лодок Военно- морского флота СССР. Т.2. Подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне, стр. 67). Переход к Даго был тяжелым, “Щуке” пришлось несколько раз уклоняться от вражеских кораблей. После полудня был обнаружен вражеский крейсер, это был “Кельн”. Капитан-лейтенант Ф.И. Иванцов увидел также два миноносца. Корабли вели бой с батареей на мысе Ристна.
В 12 часов 26 минут на лодке был отдан приказ о подготовке к залпу носовых торпедных аппаратов. Но из-за неправильных действий экипажа лодка получила дифферент на нос и легла на грунт на глубине 65 метров. Вскоре последствия ошибки устранили. “Щ-323” всплыла на перископную глубину, командир, сомневаясь в удифферентованности лодки, от продолжения атаки отказался. “Щ-323” продолжила боевой поход и вернулась на базу, потопив транспорт “Балтенланд”, и по итогам кампании 1941 г. ее наградили орденом Красного Знамени.
После короткого и не принесшего лавров участия в Восточной кампании “Кельн” вернулся к исполнению обязанностей учебного корабля. В 1941 и в начале 1942 г. на борту крейсера прошел испытание первый корабельный вертолет FL-282 “Колибри”. На возвышенной кормовой башне была оборудована стартовая площадка. По мнению участников испытаний, одной из основных задач для этой новой техники должна стать противолодочная оборона. 19 января 1942 г. крейсер был мишенью во время торпедных стрельб эсминца “Фридрих Инн”.
6 февраля 1942 г. “Кельн” прибывает в Вильгельмсгафен и становится к заводской стенке для планового ремонта – крейсер должен был войти в состав группировки Кригсмарине в норвежских водах. Работы были завершены 23 мая. После их завершения “Кельн” прошел испытания и курс боевой подготовки. 9 июля он выходит в море из Свинемюнде и начинает переход в норвежские воды. Во время перехода “Кельн” привлекли к минной постановке в проливе Скагеракк. 15 июля он прибыл в Тронхейм. После короткой стоянки переход продолжили 25-узловым ходом. При этом замерили расход топлива, он составил 21,7 куб.м в час. В тактическом формуляре значились другие цифры, причем меньшие, 16,1 куб.м. Пришлось пересчитывать дальность плавания. При полном объеме хранилищ топлива 1175 куб.м дальность плавания должна была составить 1350 миль со скоростью 25 узлов или 2,25 дня. Во время перехода выяснилась и невысокая надежность котлов, начались аварии.

Легкий крейсер "Кельн". 1942 г. "Колибри" проходит испытания

Все это в дальнейшем скажется на боевом применении корабля. 6 августа он прибыл в Нарвик. Командование в немецком флоте решило выставить минное заграждение у Новой Земли. Операция получила название “Распутин”. Но из- за недостаточной дальности плавания операцию отложили. Потом разработали операцию “Меизенбалц”. “Кельн” вместе с тяжелым крейсером “Адмирал Хиппер” и 8-й флотилией эсминцев должен был нанести удар по конвою “QP-14”. Корабли стояли в полной готовности к выходу в море. Но из-за плохой работы авиаразведки информация о движении поступила с большим опозданием, и от операции отказались. 10 сентября из Нарвика вышла немецкая эскадра. Тяжелые крейсера “адмирал Хиппер”, “Адмирал Шеер”, легкий крейсер “Кельн” и 5 эсминцев. Их целью стал Альтен-фиорд.
Во время перехода соединение было атаковано британской подводной лодкой “Тайгрис”. Торпеды прошли мимо кораблей и взорвались на прибрежных камнях. (J. Rohwer “Allied Sumbarine Atacks of world war two”, p. 28. факт атаки не приводит). 11 сентября эскадра прибывает в пункт назначения. Крейсер стоит на бочке и в боевых действиях не участвует. В середине сентября 5 матросов с “Кельна” перевели на “Хиппер” как призовую команду. Только они и поучаствовали в боевых действиях. 24-26 сентября тяжелый крейсер ходил к Новой Земле и выставил мины. Командование немецкого флота разработало план операции “Блитц” – нападение на метеорологическую станцию на острове Медвежий. В операции должны были принять участие “Кельн” и 4 эсминца. На двух из них планировалось разместить 50 морских пехотинцев. Но из-за различных причин эту операцию отменили.
Крейсер находился в негостеприимных норвежских фиордах до февраля 1943 г. После неудачной попытки тяжелых крейсеров атаковать союзный конвой Jw-51b, вошедший в историю как “Новогодний бой”, фюрер распорядился исключить из списков флота все тяжелые корабли. Это указание касалось и “Кельна”. Но новому главнокомандующему адмиралу К. Деницу удалось отстоять часть кораблей. “Кельн” в их число не вошел. 23 января 1943 г. из Альта-фиорда в Германию уходит эскадра в составе крейсеров “Адмирал Хиппер”, “Кельн” и 3 эсминцев. По пути крейсера зашли в Нарвик и Тронхейм.

Легкий крейсер "Кельн". 1943 г. (Наружный вид и вид сверху)

 
“Кельн” в Вильгельмсгафене. 1945 г.

6 февраля корабль принял участие в поиске норвежских судов, пытающихся уйти в Англию. Найти не удалось никого. 8 февраля корабли прибыли в Киль, после чего начались работы по их консервации. 17 февраля крейсер вывели из состава флота и направили на консервацию. Экипаж полностью расформировали и во главе с командиром отправили к новым местам службы.
В январе 1944 г. “Кельн” отбуксировали в Кенигсберг. Но 1 апреля 1944 г. его вновь пришлось вернуть в состав флота в качестве учебного корабля для курсантов военно-морского и инженерного училищ. 1 июля корабль расконсервировали, и он приступил к исполнению обязанностей учебного. В начале октября на борт “Кельна”, находившегося в Свинемюнде”, были приняты 90 мин, и он совместно с другими кораблями взял курс на балтийские проливы. В Осло-фиорде состоялось рандеву с эсминцами “Рихард Байтцен” и “Фридрих Инн”. В период с 11 по 12 октября у входа в пролив Скагеракк появилось минное заграждение, получившее название “Аугустус”. После выполнения этой задачи крейсер вернулся к исполнению задач учебного корабля, оставаясь в норвежских водах.
В середине сентября на нем подняли флаг командующего эсминцами контр-адмирала Крейша. “Кельн” продолжал выполнять обязанности учебного корабля. В основном он стоял на якоре под защитой зенитных батарей. В небе господствовала союзная авиация. Тем не менее крейсер смог пройти докование в плавучем доке в Осло.
В ночь с 13 на 14 декабря 5 группа британских бомбардировщиков атаковала немецкие корабли в Осло-фиорде. 80 самолетов типа “Бофорт” атаковали “Кельн”. Его зенитчикам удалось сбить пять самолетов. Прямых попаданий в крейсер не было, но из-за ближних разрывов оказалась нарушенной центровка валов, и его скорость ограничивалась 15 узлами. Находящийся рядом эсминец “Карл Галстер” повреждений не получил.
В новогоднюю ночь на 1945 г. крейсер атаковали 25 стратегических бомбардировщиков “Ланкастер”. Но корабли повреждений не получили. 11 января 1945 г. корабль прибыл в Киль для прохождения очередного ремонта. Затем состоялся переход Кильским каналом (канал кайзера Вильгельма) в Вильгельмсгафен, и 14 января его поставили в док на военно-морской верфи. Работы шли очень медленно. 30 марта во время налета 8 американских самолетов “Кельн” получил серьезные повреждения и сел на грунт. Жизнь корабля фактически завершилась. Правда, какое- то время действовали его зенитные автоматы на надстройке. 5 апреля корабль вычеркнули из списков флота. 2 мая 1945 г. обломки “Кельна” взорвали, а корпус разобрали в 1946 году.
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ТипЛегкий крейсер
Государство флага9fbdc5ae914c.png Германия
Спущен на воду7 августа 1926 г.
Современный статусВыведен из ВМФ 5 апреля 1945 г.
в 1946 г. разобран на металл.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж6 650 т.
Длина174 м - общая.
Ширина15,1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 1800 л.с.
Скорость23 узла
Автономность плавания5200 морских миль на скорости 19 узлов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия9 x 150-мм
6 x 88-мм
8 x 37-мм
12 торпедных аппаратов
Авиация3 самолета Арадо
 Köln
67f50e446290.jpg
         Наиболее существенным довоенным изменением стало снятие весной 1938 года катапульты, гидросамолета и прочего авиационного оборудования. Эта мера являлась частью подготовки к большой модернизации по типу "Карлсруэ", предполагавшейся на верфи "Дойче Верке" в Киле в период с 1 апреля по 31 декабря 1940 грда. Модернизация так и не была осуществлена, однако крейсер лишился авиавооружения до конца своей карьеры. После перевода его в учебные суда все планы модификации были окончательно забыты. 
       Даже при подготовке к отправке в Норвегию в 1942 году вооружение не усиливали, напротив, сняв две спаренных 37-мм зенитки и два 20-мм автомата. По предполагавшейся программе усиления противосамолетного вооружения 1944 года предусматривалась установка 4 40-мм автоматов FlaK-28 и 8 спаренных 20-мм автоматов LM-44. По отчетам об отбитии атак британских самолетов в Осло-фиорде в декабре 1944 года следует, что 40-мм орудий на борту крейсера в это время не было, хотя немецкие справочники утверждают, что модернизация к тому времени завершилась. Уже в 1945 году предполагалось довести число 20-мм спарок до 12, добавив к ним вместо старых 37-мм и 40-мм десять 37-мм пушек новой модели FlaK-43M, однако работы даже не начинались. Напротив, с "замороженного" (а затем и затопленного) в Вильгельмсхафене крейсера постепенно снимали зенитки для береговых нужд, и к моменту капитуляции Германии на нем практически не оставалось легкого вооружения.
      Единственный из тройки крейсеров "К", "Кельн" получил радиолокационную установку Fu Mo 21 в ходе ремонта перед переводом в Норвегию в 1942 году. Она заменила дальномер, находившийся над штурманским мостиком. Сведений о замене этой установки на более совершенную не имеется, и, скорее всего, крейсер действовал с ней до конца своей карьеры.

Крейсер "КАРЛСРУЭ"

Крейсер "КАРЛСРУЭ"

Карлсруэ. Редкие фотографии крейсера Карлсруэ
Карлсруэ. Редкие фотографии крейсера Карлсруэ
Карлсруэ. Редкие фотографии крейсера Карлсруэ
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ТипЛегкий крейсер
Государство флага Германия
Спущен на воду7 августа 1926 г.
Современный статусПотоплен 9 апреля 1940 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж6 650 т.
Длина174 м - общая.
Ширина15,1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 1800 л.с.
Скорость23 узла
Автономность плавания5200 морских миль на скорости 19 узлов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия9 x 150-мм
6 x 88-мм
8 x 37-мм
12 торпедных аппаратов
Авиация3 самолета Арадо
27 июля 1926 г. на "Дейче Верке" в Киле заложили крейсер типа "К". Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер получил имя "Карлсруэ" в честь крейсера-рейдера первой мировой войны. Крестной матерью кораб¬ля стала фрау Келлер, вдова командира первого "Карлсруэ". Речь во время церемонии произнес бургомистр города Карлсруэ доктор Финтер.
15 октября 1929 г. на корабле был поднят флаг торгового флота — начались заводские испытания. Они прошли благополучно, серьезных замечаний не было, и 6 ноября 1929 г. корабль передали военно-морскому флоту и зачислили в отряд учебных кораблей. Остаток 1929 г. и первые месяцы 1930 г. крейсер проходил курс боевой подготовки и готовился к первому дальнему учебному походу.
24 мая 1930 г. он вышел в море из Вильгельмсхафена, прошел Средиземное море, про¬следовал Суэцким каналом, прошел вдоль восточного побережья Африки, обогнул мыс Доброй Надежды. После стоянки в ангольском порту Лабито "Карлсруэ" пересек Атлантику и посетил ряд южно-американских портов. Затем состоялся обратный трансатлантический переход и заход в испанский порт Виго. 12 декабря 1930 г. "Карлсруэ" прибыл в Киль.
1931 год крейсер провел в немецких водах, занимаясь боевой подготовкой. В октябре-ноябре началась подготовка к очередному дальнему походу. "Карлсруэ" вышел в море 30 ноября 1931 г., посетил различные порты островов Вест-Индии, затем мексиканские и венесуэльские порты, прошел Панамским каналом. Во время плавания в Тихом океане совершил заходы в Гонолулу (Гавайские острова) и ряд портов западного побережья Америки, потом пошел на юг, обогнул мыс Горн, прошел вдоль восточного побережья обеих Америк, посетил Нью-Йорк, пересек Атлантику и 8 декабря 1932 г. крейсер прибыл в Киль, пройдя 38 000 морских миль.
В сентябре началась подготовка к третье¬му большому учебному походу. В сентябре 1933 г. на крейсере были получены инструкции о действиях крейсера на случай начала войны. Рассматривались два варианта. Германия не принимает участия в военных действиях, в этом случае плавание продолжается по плану. Если страна вступит в войну, то "Карлсруэ" должен прорываться в Германию, по возможности, атакуя вражеское судоходство. Если прорыв будет не возможен, командир корабля должен вести войну против вражеского судоходства как посчитает возможным. Если противником будет Франция, то крейсер должен действовать северо-западнее Африки, перехватывая конвои с колониальными войсками, или на оживленных торговых путях. Разрешалось вооружение призов, если это не сказывалось на боеспособности крейсера.
14 октября 1933 г. начался третий заграничный поход. "Карлсруэ" вышел в море из Вильгельмсхафена, направился в Средиземное море, затем посетил порты Восточной Азии. Его можно было видеть на рейдах Калькутты, Паданга, Сурабаи. Затем состоялся короткий заход в Австралию с визитом в Брисбейн. Следующим пунктом программы плавания стали Гавайские острова и заходы в порты Такома и Сан-Диего (США). Из Тихого в Атлантический океан крейсер прошел Панамским каналом, на восточном побережье Северной Америки посетив порт Бостон, пересек Атлантический океан с заходом в испанский порт Караминал прибыв в Киль 16 июня 1934 г.
Пребывание в Германии было коротким. В сентябре 1934 г. командование крейсером принял капитан 1 ранга Гюнтер Лютьенс. Он принял крейсер готовящимся к очередному заграничному учебному походу.
22 октября "Карлсруэ" вышел в море из Киля, зашел в Скаген, потом на Азорские острова, затем на остров Тринидад, далее посетил различные порты Латинской Америки, обогнул мыс Горн, прошел вдоль западного побережья обеих Америк. Самой яркой страницей в этом плавании стало пребывание в перуанском порту Кальяо. С 25 января по 6 февраля 1935 г. экипаж "Кар¬лсруэ" участвовал в празднованиях 400-летия Перуанского государства. Последним пор¬том захода стал Ванкувер. Затем состоялось возвращение в Атлантику через Панамский канал и заходы в порты Хьюстон и Чарльстон. При переходе через Атлантику на рейде порта Виго состоялось рандеву с "Эмденом". После встречи оба корабля вернулись в Киль 15 июня 1935 г.
В сентябре капитан 1 ранга Лютьенс сдал командование. Он стал начальником кадровой службы военно-морского флота. С 21 октября 1935 г. по 13 июня 1936 г. прошел очередной заграничный поход, во время которого крейсер посетил Тенериффе (Канарские острова), Сан Томас, Добито (Ангола), Дурбан (Южно-Африканский союз), Порт Виктория (Сейшельские острова), Батавию (Голландская Индия), порт Ило-Ило на Филиппинах, Гонконг, порты Японии, Датч-Харбор (Аляска), Сан-Диего. Затем через Панамский канал перешел в Атлантику с заходом на Азорские и Канарские острова. Во время этого плавания было получено сообщение об отмене Версальского договора.
Пятый поход завершил для крейсера карьеру учебного корабля. 1 июля 1936 г. "Карлсруэ" был исключен из списков учебного отряда и зачислен в Разведывательные силы флота. Для корабля началась новая, более тяжелая служба, которую изредка разнообразили незначительные рутинные события. В январе-феврале 1937 г. корабль совершил поход в испанские воды. С 24 по 31 мая в Киле с дружеским визитом находился тяжелый крейсер императорского японского флота "Асигара". "Карлсруэ" выполнял обязанности корабля-хозяина. С 17 по 30 июня корабль вновь ушел в испанские воды, вернувшись, принимал участие в маневрах флота.
Первые пять месяцев 1938 г. прошли для корабля в боевой подготовке. 20 мая 1938 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене приступили к работам по модернизации корабля. Пока крейсер находился у заводской стенки, началась вторая мировая война. Работы завершили 13 ноября 1939 г.
4 января 1940 г. "Карлсруэ" вместе со вспомогательным минным заградителем "Schiff-21" выходит в море. Перед немецкими кораблями была поставлена задача — перехватить шведский корабль "Konig Oscar", с польскими офицерами на борту. Задача была выполнена, со шведского "купца" взяли в плен 42 польских офицера. Сам "Konig Oscar", в соответствии с призовым правом, отвели в Мемель (Клайпеда). Зима 1939-1940 г. была очень холодной. Из-за замерзания портов крейсер не сумел пройти курс боевой подготовки, был возвращен на завод, где и простоял до конца февраля. По плану "Везернбинг" (вторжение в Данию и Норвегию), "Карлсруэ" включили в состав группы № 4, целью которой был захват портов Кристиансанд и Арендал. Командование этим соединением принял командир крейсера капитан 1 ранга Ф. Риве. В группу также вошли миноносцы "Лухс" (брейд-вымпел командира миноносцев капитана 1 ранга Г. Бютова), "Зееадлер" и "Грейф", плавбаза торпедных катеров "Цингтау" и 7 торпедных катеров. На борт крейсера погрузили войска.
Группа вышла в море 8 апреля в 5 часов 10 минут. Переход прошел без происшествий. У норвежского побережья из состава эскадры был выделен миноносец "Грейф", перед которым поставили задачу захвата порта Арендал. Миноносец с ней справился.
Главным силам 4 группы повезло меньше. Ранним утром 9 апреля корабли находились у цели. Торпедные катера подошли к крейсеру для перегрузки войск. В это время на сцене появился норвежский гидросамолет. Вскоре он скрылся в тумане. Капитан 1 ранга Ф. Риве предположил, что его группа обнаружена и потеряна основа операции — элемент внезапнос¬ти. Принимая во внимание новые обстоятельства, он принял решение войска на торпедные катера не перегружать, захватить батареи на Оддеройе, используя войска с "Лухса" и "Зееадлера", а с восточными береговыми батареями разобраться после захвата города. Крейсеру предстояло прорваться на рейд города. Но и от этой идеи пришлось отказаться. Перед "Карлсруэ" появилось немецкое торговое судно. Это был "Сиэтл" — один из многих немецких "торгашей", застигнутых войною вне немецких вод.
1 сентября 1939 г. застало его на голландском острове Кюрасао. Голландцы демонтировали радиостанцию, конфисковали все навигационные приборы и карты. Дальнейшие события могут послужить сюжетом приключенческого романа. "Сиэтлу" удалось совершить трансатлантический переход и оказаться у норвежского побережья в первый день "Везербинга". Транспорт сорвал все планы. В 6 часов 32 минуты норвежская батарея открыла огонь. Точность огня была хорошей, у носовой части "Карлсруэ" встали столбы воды. Ответный огонь могла вести только "носовая башня "А". Командир принял решение нейтрализовать батарею, изменил курс и в действие ввел кормовые башни главного калибра, открыв огонь с дистанции 6500-7000 метров. Но вести бой в узком фиорде было не удобно, и крейсеру пришлось отойти. "Сиэтл" в это время горел, выбросившись на побережье. Обстрел продолжался, и вскоре на побережье начались пожары и взрывы. "Карлсруэ" пошел на прорыв второй раз, открыв огонь из носовой башни "А".
Но вести бой с батареей, находившейся на уровне 50-60 метров над уровнем моря, имея всего 3 150-мм орудия, было бесполезно да и опасно. Снова состоялся отход, разворот и открытие огня из всех трех башен. В помощь крейсеру батарею атаковала немецкая авиация. С корабля катапультировали корабельный самолет "Аr-196". Перед пилотами была поставлена задача корректировать огонь и бомбить батарею. Но вскоре в воздухе выяснилось, что радиостанция самолета неисправна и корректировать огонь он не может. Капитан 1 ранга Ф. Риве попросил ко¬мандование военно-морской группы "Ост" связаться с военно-воздушными силами и нанести еще один авиационный удар по батарее.
Между 7 часами 50 минутами и 8 часами 29 минутами "Карлсруэ" провел два боя с береговыми батареями. После того как море заволок густой туман, войска с транспорта "Тзингтау" были перегружены на торпедные катера, им удалось высадить десант. В 10 часов 25 минут туман слегка рассеялся, и "Карлсруэ" снова пошел на прорыв. На этот раз крейсеру удалось прорваться в гавань. В полдень норвежский гарнизон капитулировал.
До вечера крейсер находился в захваченном Кристианзанде. С него выгружались войска и армейское имущество. В 19 часов "Карлсруэ" вышел в море, в его охранении находились три миноносца.
В апреле 1940 г. английские подводные лодки находились на позициях в балтийских проливах. Одной из них была новейшая "Труант", ею командовал капитан-лейтенант Хатчинсон. Командир подводной лодки сначала обнаружил три миноносца и начал выходить в атаку, но тут появилась более выгодная цель — крейсер типа "К". Позиция для атаки была занята, и Хатчинсон приказал дать залп из всех 10 аппаратов. В цель попала только одна торпеда. Взрыв был очень сильным, его слышали даже акустики с находившейся на соседней позиции "Трайдент". "Труанту" удалось уйти от преследования, лодка вернулась на базу, а ее командир был награжден "Орденом за выдающиеся заслуги".
Но вернемся на "Карлсруэ". 9 апреля он шел со скоростью 21 узел, выполняя противолодочный зигзаг, и когда сигнальщикам удалось обнаружить следы торпед, капитан 1 ранга Риве приказал увеличить скорость, но было уже слишком поздно. Взрыв прогремел в районе переборки между отделением вспомогательных механизмов (6 отсек) и машинным отделением (5 отсек). Были убиты все несшие вахту в отделении вспомогательных механизмов и 2 человека, чьи посты находились в носовой части машинного отделения. В оба отсе¬ка хлынула вода, смешанная с нефтью, Оставшиеся в живых после взрыва покинули машинное отделение.
Через днищевой настил и пробоины в переборке вода начала поступать в кормовые отсеки, а именно в главное румпельное отделение, электростанцию № 1. Вскоре вода появилась во вспомогательном машинном отделении левого борта, в главном машинном отделении и котельном отделении № 1. Откачивать воду было нечем — не было электроэнергии. О положении корабля командиру доложил старший помощник капитан 3 ранга Дувел.
Крейсер медленно тонул. Он стоял неподвижно с креном 12° на левый борт. Риве приказал сбросить в воду плоты, а миноносцам подойти к борту и принять экипаж. Между 20 часами 45 минутами и 21 часом 10 минутам экипаж перебрался на миноносцы "Лухс" и "Зееадлер". Последним корабль покинул командир. Он перешел на "Грейф". Первые два миноносца пошли в Киль. "Грейф" остался. В 22 часа 50 минут (по другим данным в 22 часа 30 минут) он выстрелил две торпеды в поврежденный корабль. Одна из них взорвалась в носовой части, вторая у мачты. "Карлсруэ" затонул в точке с координатами 58°04'N08°4'O. Потери экипажа составили 11 человек.
По мнению известных немецких адмиралов Шмундта и Лютьенса, основной причиной гибели крейсера стала плохая подготовка экипажа к борьбе за живучесть. Открытым остается вопрос, почему не были использованы мощные спасательные буксиры, развернутые в балтийских проливах, именно для таких случаев.

Крейсера типа "К" Недостатки конструкции морально устаревшего "Эмдена" побудили к началу разработки нового проекта еще до вступления в строй первого крейсера веймарской республики. В 1924 г группа конструкторов под руководством инженера флота Эренберга приступила к работе. Результатом их деятельности стали проекты крейсеров "К". Для более подробной характеристики кликните по изображению судна. Легкий крейсер "Карлсруэ" Легкий крейсер "Кельн" Легкий крейсер "Кенигсберг" Версальские ограничения задавали основные параметры будущего корабля. Единственное, что могли сделать инженеры - это создать по возможности быстроходный и наиболее сильно вооруженный и защищенный разведчик и океанский рейдер в пределах 6 тысяч тонн. Сложность задачи заключалась именно в правильной балансировке элементов. Как уже отмечалось, основным недостатком "Эмдена" являлась открытая артиллерия в щитах. У судостроителей не вызывало сомнения, что новые крейсера должны иметь башенные установки. Ввиду того, что максимальный калибр по-прежнему ограничивался 150-мм, выбор вариантов оставался небольшим. Поскольку 6 орудий в трех башнях командование флота сочло явно недостаточным, оставались две возможности: 8 пушек в традиционном расположении (по 2 двухорудийные установки в носу и корме), или 9 орудий в трехорудийных башнях. Поскольку разница в общем весе вооружения в обоих случаях практически отсутствовала, специалисты предпочли второй вариант, обеспечивающий преимущество в 1 орудие над первыми французскими легкими крейсерами типа "Дюгэ-Труэн" и заметное превосходство над любым из британских 6-дюймовых крейсеров времен первой мировой войны. После выбора общего количества орудий оставалось избрать схему их расположения. Три башни можно было расположить либо в "наступательном" варианте: две в носу и одну в корме, либо в "оборонительном" (две в корме и одну в носу). Германские разработчики выбрали вторую схему, несколько менее предпочтительную для рейдера, но, безусловно, удачную для крейсера-разведчика. Уходящему кораблю было бы весьма удобно отбиваться от более сильного противника. Торговые же суда не требовали сосредоточения против них всей артиллерии, да и большая скорость позволяла крейсеру легко занять позицию, в которой начинали действовать все три башни. Усиление вооружения (помимо башенных установок, корабли предполагалось оснастить мощной по тем временам зенитной артиллерией, 12 торпедными аппаратами и гидросамолетом) потребовало некоторого ослабления броневой защиты. Хотя толщина борта и палубы формально оставались такими же, как на крейсерах времен 1-й мировой войны и "Эмдене", скос палубы предполагались оставить только 10-миллиметровым, а площадь, защищенная 40-мм палубой, ограничивалась только погребами. Однако эти меры экономии веса оказывались явно недостаточными, и для облегчения корабля пришлось использовать все технические новшества, в ряде случаев не вполне проверенные. Предусматривалось широкое применение электросварки - метода, ставшего впоследствии основным при постройке судов и боевых кораблей, но в 20-е гг еще не достаточно отработанного. Большие проблемы возникли с выбором типа энергетической установки. Дизельные двигатели, в разработке и производстве которых Германия лидировала, в варианте основного типа ЭУ для крейсеров отсутствовали, и для их создания требовалось время. Аналогичная ситуация имелась и с высокопроизводительными паровыми котлами, которые только начали разрабатывать. В результате пришлось избрать комбинированную энергетическую установку: турбины для полной скорости и маломощные дизели для экономического хода, причем одновременно они работать не могли. В общем, проект новых крейсеров, радикально отличавшихся от "Эмдена", носил некоторые черты спешки, хотя в целом на бумаге казался весьма удачным.

Крейсера типа "К"

Недостатки конструкции морально устаревшего "Эмдена" побудили к началу разработки нового проекта еще до вступления в строй первого крейсера веймарской республики. В 1924 г группа конструкторов под руководством инженера флота Эренберга приступила к работе. Результатом их деятельности стали проекты крейсеров "К". Для более подробной характеристики кликните по изображению судна.
Легкий крейсер "Карлсруэ"Легкий крейсер "Кельн"Легкий крейсер "Кенигсберг"
Версальские ограничения задавали основные параметры будущего корабля. Единственное, что могли сделать инженеры - это создать по возможности быстроходный и наиболее сильно вооруженный и защищенный разведчик и океанский рейдер в пределах 6 тысяч тонн. Сложность задачи заключалась именно в правильной балансировке элементов.
Как уже отмечалось, основным недостатком "Эмдена" являлась открытая артиллерия в щитах. У судостроителей не вызывало сомнения, что новые крейсера должны иметь башенные установки. Ввиду того, что максимальный калибр по-прежнему ограничивался 150-мм, выбор вариантов оставался небольшим. Поскольку 6 орудий в трех башнях командование флота сочло явно недостаточным, оставались две возможности: 8 пушек в традиционном расположении (по 2 двухорудийные установки в носу и корме), или 9 орудий в трехорудийных башнях. Поскольку разница в общем весе вооружения в обоих случаях практически отсутствовала, специалисты предпочли второй вариант, обеспечивающий преимущество в 1 орудие над первыми французскими легкими крейсерами типа "Дюгэ-Труэн" и заметное превосходство над любым из британских 6-дюймовых крейсеров времен первой мировой войны.
После выбора общего количества орудий оставалось избрать схему их расположения. Три башни можно было расположить либо в "наступательном" варианте: две в носу и одну в корме, либо в "оборонительном" (две в корме и одну в носу). Германские разработчики выбрали вторую схему, несколько менее предпочтительную для рейдера, но, безусловно, удачную для крейсера-разведчика. Уходящему кораблю было бы весьма удобно отбиваться от более сильного противника. Торговые же суда не требовали сосредоточения против них всей артиллерии, да и большая скорость позволяла крейсеру легко занять позицию, в которой начинали действовать все три башни.
Усиление вооружения (помимо башенных установок, корабли предполагалось оснастить мощной по тем временам зенитной артиллерией, 12 торпедными аппаратами и гидросамолетом) потребовало некоторого ослабления броневой защиты. Хотя толщина борта и палубы формально оставались такими же, как на крейсерах времен 1-й мировой войны и "Эмдене", скос палубы предполагались оставить только 10-миллиметровым, а площадь, защищенная 40-мм палубой, ограничивалась только погребами. Однако эти меры экономии веса оказывались явно недостаточными, и для облегчения корабля пришлось использовать все технические новшества, в ряде случаев не вполне проверенные. Предусматривалось широкое применение электросварки - метода, ставшего впоследствии основным при постройке судов и боевых кораблей, но в 20-е гг еще не достаточно отработанного.
Большие проблемы возникли с выбором типа энергетической установки. Дизельные двигатели, в разработке и производстве которых Германия лидировала, в варианте основного типа ЭУ для крейсеров отсутствовали, и для их создания требовалось время. Аналогичная ситуация имелась и с высокопроизводительными паровыми котлами, которые только начали разрабатывать. В результате пришлось избрать комбинированную энергетическую установку: турбины для полной скорости и маломощные дизели для экономического хода, причем одновременно они работать не могли. В общем, проект новых крейсеров, радикально отличавшихся от "Эмдена", носил некоторые черты спешки, хотя в целом на бумаге казался весьма удачным.

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...