Translate

пятница, 26 мая 2017 г.

Легкие крейсера

Легкие крейсера

По Версальскому мирному договору побежденная Германия получила право иметь в составе действующих сил шесть легких крейсеров. Первым немецким военным кораблем среднего водоизмещения, построенным после заключения мира, стал легкий крейсер “Эмден”, сошедший на воду в 1925 году. Это был заурядный корабль, мало чем отличавшийся от легких крейсеров типа “Эмден-lI”, строившихся в конце первой мировой войны: примерно такие же водоизмещение, мощность, скорость и вооружение при несколько лучшей броневой защите.
В дальнейшем этот корабль использовался для подготовки офицерских кадров: с 1926 года до начала войны он совершил девять заграничных учебных плаваний. В то время как немецкая военщина готовила кадры для будущего флота, заправилы германской промышленности в обход требований стран-победительниц тайно готовились к открытой гонке вооружений. “Первый заказ на пушки, выполненный фирмой “Рейнметалл” после 1918 года, — хвастал в 1943 году один из ее руководителей, — был предназначен для крейсеров “Кёнигсберг”, “Карлсруэ”, “Кёльн”, “Лейпциг” и “Нюрнберг”. Мы выполнили этот заказ, к полному удовлетворению немецкого военного флота, и в то же время проложили путь в деле строительства в Германии трехорудийных башен”.
И действительно первые в истории германского флота трехорудийные башни появились именно на трех однотипных крейсерах — “Карлсруэ”, “Кёнигсберг” и “Кёльн”, спущенных на воду в 1927-1928 годах. На них же опробовалась еще одна новинка — дизели для экономического хода.
Два таких двигателя мощностью по 900 л.с. были установлены в общем помещении позади машинных отделений, и каждый из них через зубчатую передачу и гидравлическую муфту можно было подключать к валу турбины.
Тогда считали, что, идя только на дизелях, крейсер приобретет большую дальность плавания. На практике же при этом все равно приходилось нередко держать в готовности и турбины. Когда же корабль шел на турбинах, крейсерские дизели оказывались лишним балластом. Кроме того, слишком узкий и лёгкий корпус сделал корабли маломореходными, что сделало невозможным эффективное применение крейсеров в северных морях.
Однако, мечтая о грядущих крейсерских операциях на дальних океанских коммуникациях, немецкие адмиралы настаивали на дальнейшем совершенствовании комбинированной силовой установки, и через два года на воду сошел новый легкий крейсер “Лейпциг”, у которого паровые турбины и дизель сочетались более гармонично за счет трехвапьной установки. Два внешних винта приводились в действие турбинами мощностью по 33 тыс. л. с. каждая, а средний винт — четырьмя двухтактными дизелями суммарной мощностью 12400 л. с. Впрочем, обводы корпуса не изменились и мореходность «Лейпцига» оказалась не лучше чем у предшественников.
По остальным показателям “Лейпциг” почти не отличался от своих предшественников: при водоизмещении 6980 т он нес такое же вооружение и броневую защиту, но имел большую дальность плавания — 5700 миль вместо 5200.
Затем в постройке легких крейсеров в Германии произошел пятилетний перерыв. А уже в декабре 1934 года стало известно, что немцы спустили на воду новый крейсер — “Нюрнберг”. К моменту ввода этого корабля в строй никаких данных по нему опубликовано не было, и лишь позднее выяснилось: “Нюрнберг” — увеличенная модификация “Лейпцига” с более совершенной зенитной артиллерией.
Из легких крейсеров, как мы знаем, первыми нашли свою погибель в Норвежской операции “Кёнигсберг” и “Карлсруэ”. Но первыми получили боевые повреждения во второй мировой войне не они, а крейсер “Лейпциг”: в декабре 1939 года, прикрывая эсминцы, ставившие мины у восточных берегов Англии, он был поражен торпедой английской подводной лодки “Салмон” и после .долгого ремонта отправлен на Балтику. Здесь он присоединился к трем другим легким крейсерам — “Нюрнбергу”, “Эмдену” и “Кёльну”, переведенным в Балтийское море поспе минных постановок в Северном море и участия в Норвежской операции.
В октябре 1944 года на Балтике “Принц Ойген” в густом тумане случайно таранил потерявший ход “Лейпциг” неподалеку от Гдыни. Целых 14 часов потребовалось фашистам для того, чтобы развести корабли и приступить к буксировке тяжело поврежденного “Лейпцига” в один из датских портов. Там он и капитулировал в мае 1945 года. Год спустя этот корабль был затоплен союзниками в Северном море с грузом отравляющих веществ. Такая же участь постигла “Эмден”, затопленный после бомбардировки в Киле, “Кёльн”, затонувший от бомб а Вильгельмсхафене. “Нюрнберг” сдался в Копенгагене.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...