Крейсер "КАРЛСРУЭ"
|
27 июля 1926 г. на "Дейче Верке" в Киле заложили крейсер типа "К". Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер получил имя "Карлсруэ" в честь крейсера-рейдера первой мировой войны. Крестной матерью кораб¬ля стала фрау Келлер, вдова командира первого "Карлсруэ". Речь во время церемонии произнес бургомистр города Карлсруэ доктор Финтер.
15 октября 1929 г. на корабле был поднят флаг торгового флота — начались заводские испытания. Они прошли благополучно, серьезных замечаний не было, и 6 ноября 1929 г. корабль передали военно-морскому флоту и зачислили в отряд учебных кораблей. Остаток 1929 г. и первые месяцы 1930 г. крейсер проходил курс боевой подготовки и готовился к первому дальнему учебному походу.
24 мая 1930 г. он вышел в море из Вильгельмсхафена, прошел Средиземное море, про¬следовал Суэцким каналом, прошел вдоль восточного побережья Африки, обогнул мыс Доброй Надежды. После стоянки в ангольском порту Лабито "Карлсруэ" пересек Атлантику и посетил ряд южно-американских портов. Затем состоялся обратный трансатлантический переход и заход в испанский порт Виго. 12 декабря 1930 г. "Карлсруэ" прибыл в Киль.
1931 год крейсер провел в немецких водах, занимаясь боевой подготовкой. В октябре-ноябре началась подготовка к очередному дальнему походу. "Карлсруэ" вышел в море 30 ноября 1931 г., посетил различные порты островов Вест-Индии, затем мексиканские и венесуэльские порты, прошел Панамским каналом. Во время плавания в Тихом океане совершил заходы в Гонолулу (Гавайские острова) и ряд портов западного побережья Америки, потом пошел на юг, обогнул мыс Горн, прошел вдоль восточного побережья обеих Америк, посетил Нью-Йорк, пересек Атлантику и 8 декабря 1932 г. крейсер прибыл в Киль, пройдя 38 000 морских миль.
В сентябре началась подготовка к третье¬му большому учебному походу. В сентябре 1933 г. на крейсере были получены инструкции о действиях крейсера на случай начала войны. Рассматривались два варианта. Германия не принимает участия в военных действиях, в этом случае плавание продолжается по плану. Если страна вступит в войну, то "Карлсруэ" должен прорываться в Германию, по возможности, атакуя вражеское судоходство. Если прорыв будет не возможен, командир корабля должен вести войну против вражеского судоходства как посчитает возможным. Если противником будет Франция, то крейсер должен действовать северо-западнее Африки, перехватывая конвои с колониальными войсками, или на оживленных торговых путях. Разрешалось вооружение призов, если это не сказывалось на боеспособности крейсера.
14 октября 1933 г. начался третий заграничный поход. "Карлсруэ" вышел в море из Вильгельмсхафена, направился в Средиземное море, затем посетил порты Восточной Азии. Его можно было видеть на рейдах Калькутты, Паданга, Сурабаи. Затем состоялся короткий заход в Австралию с визитом в Брисбейн. Следующим пунктом программы плавания стали Гавайские острова и заходы в порты Такома и Сан-Диего (США). Из Тихого в Атлантический океан крейсер прошел Панамским каналом, на восточном побережье Северной Америки посетив порт Бостон, пересек Атлантический океан с заходом в испанский порт Караминал прибыв в Киль 16 июня 1934 г.
Пребывание в Германии было коротким. В сентябре 1934 г. командование крейсером принял капитан 1 ранга Гюнтер Лютьенс. Он принял крейсер готовящимся к очередному заграничному учебному походу.
22 октября "Карлсруэ" вышел в море из Киля, зашел в Скаген, потом на Азорские острова, затем на остров Тринидад, далее посетил различные порты Латинской Америки, обогнул мыс Горн, прошел вдоль западного побережья обеих Америк. Самой яркой страницей в этом плавании стало пребывание в перуанском порту Кальяо. С 25 января по 6 февраля 1935 г. экипаж "Кар¬лсруэ" участвовал в празднованиях 400-летия Перуанского государства. Последним пор¬том захода стал Ванкувер. Затем состоялось возвращение в Атлантику через Панамский канал и заходы в порты Хьюстон и Чарльстон. При переходе через Атлантику на рейде порта Виго состоялось рандеву с "Эмденом". После встречи оба корабля вернулись в Киль 15 июня 1935 г.
В сентябре капитан 1 ранга Лютьенс сдал командование. Он стал начальником кадровой службы военно-морского флота. С 21 октября 1935 г. по 13 июня 1936 г. прошел очередной заграничный поход, во время которого крейсер посетил Тенериффе (Канарские острова), Сан Томас, Добито (Ангола), Дурбан (Южно-Африканский союз), Порт Виктория (Сейшельские острова), Батавию (Голландская Индия), порт Ило-Ило на Филиппинах, Гонконг, порты Японии, Датч-Харбор (Аляска), Сан-Диего. Затем через Панамский канал перешел в Атлантику с заходом на Азорские и Канарские острова. Во время этого плавания было получено сообщение об отмене Версальского договора.
Пятый поход завершил для крейсера карьеру учебного корабля. 1 июля 1936 г. "Карлсруэ" был исключен из списков учебного отряда и зачислен в Разведывательные силы флота. Для корабля началась новая, более тяжелая служба, которую изредка разнообразили незначительные рутинные события. В январе-феврале 1937 г. корабль совершил поход в испанские воды. С 24 по 31 мая в Киле с дружеским визитом находился тяжелый крейсер императорского японского флота "Асигара". "Карлсруэ" выполнял обязанности корабля-хозяина. С 17 по 30 июня корабль вновь ушел в испанские воды, вернувшись, принимал участие в маневрах флота.
Первые пять месяцев 1938 г. прошли для корабля в боевой подготовке. 20 мая 1938 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене приступили к работам по модернизации корабля. Пока крейсер находился у заводской стенки, началась вторая мировая война. Работы завершили 13 ноября 1939 г.
4 января 1940 г. "Карлсруэ" вместе со вспомогательным минным заградителем "Schiff-21" выходит в море. Перед немецкими кораблями была поставлена задача — перехватить шведский корабль "Konig Oscar", с польскими офицерами на борту. Задача была выполнена, со шведского "купца" взяли в плен 42 польских офицера. Сам "Konig Oscar", в соответствии с призовым правом, отвели в Мемель (Клайпеда). Зима 1939-1940 г. была очень холодной. Из-за замерзания портов крейсер не сумел пройти курс боевой подготовки, был возвращен на завод, где и простоял до конца февраля. По плану "Везернбинг" (вторжение в Данию и Норвегию), "Карлсруэ" включили в состав группы № 4, целью которой был захват портов Кристиансанд и Арендал. Командование этим соединением принял командир крейсера капитан 1 ранга Ф. Риве. В группу также вошли миноносцы "Лухс" (брейд-вымпел командира миноносцев капитана 1 ранга Г. Бютова), "Зееадлер" и "Грейф", плавбаза торпедных катеров "Цингтау" и 7 торпедных катеров. На борт крейсера погрузили войска.
Группа вышла в море 8 апреля в 5 часов 10 минут. Переход прошел без происшествий. У норвежского побережья из состава эскадры был выделен миноносец "Грейф", перед которым поставили задачу захвата порта Арендал. Миноносец с ней справился.
Главным силам 4 группы повезло меньше. Ранним утром 9 апреля корабли находились у цели. Торпедные катера подошли к крейсеру для перегрузки войск. В это время на сцене появился норвежский гидросамолет. Вскоре он скрылся в тумане. Капитан 1 ранга Ф. Риве предположил, что его группа обнаружена и потеряна основа операции — элемент внезапнос¬ти. Принимая во внимание новые обстоятельства, он принял решение войска на торпедные катера не перегружать, захватить батареи на Оддеройе, используя войска с "Лухса" и "Зееадлера", а с восточными береговыми батареями разобраться после захвата города. Крейсеру предстояло прорваться на рейд города. Но и от этой идеи пришлось отказаться. Перед "Карлсруэ" появилось немецкое торговое судно. Это был "Сиэтл" — один из многих немецких "торгашей", застигнутых войною вне немецких вод.
1 сентября 1939 г. застало его на голландском острове Кюрасао. Голландцы демонтировали радиостанцию, конфисковали все навигационные приборы и карты. Дальнейшие события могут послужить сюжетом приключенческого романа. "Сиэтлу" удалось совершить трансатлантический переход и оказаться у норвежского побережья в первый день "Везербинга". Транспорт сорвал все планы. В 6 часов 32 минуты норвежская батарея открыла огонь. Точность огня была хорошей, у носовой части "Карлсруэ" встали столбы воды. Ответный огонь могла вести только "носовая башня "А". Командир принял решение нейтрализовать батарею, изменил курс и в действие ввел кормовые башни главного калибра, открыв огонь с дистанции 6500-7000 метров. Но вести бой в узком фиорде было не удобно, и крейсеру пришлось отойти. "Сиэтл" в это время горел, выбросившись на побережье. Обстрел продолжался, и вскоре на побережье начались пожары и взрывы. "Карлсруэ" пошел на прорыв второй раз, открыв огонь из носовой башни "А".
Но вести бой с батареей, находившейся на уровне 50-60 метров над уровнем моря, имея всего 3 150-мм орудия, было бесполезно да и опасно. Снова состоялся отход, разворот и открытие огня из всех трех башен. В помощь крейсеру батарею атаковала немецкая авиация. С корабля катапультировали корабельный самолет "Аr-196". Перед пилотами была поставлена задача корректировать огонь и бомбить батарею. Но вскоре в воздухе выяснилось, что радиостанция самолета неисправна и корректировать огонь он не может. Капитан 1 ранга Ф. Риве попросил ко¬мандование военно-морской группы "Ост" связаться с военно-воздушными силами и нанести еще один авиационный удар по батарее.
Между 7 часами 50 минутами и 8 часами 29 минутами "Карлсруэ" провел два боя с береговыми батареями. После того как море заволок густой туман, войска с транспорта "Тзингтау" были перегружены на торпедные катера, им удалось высадить десант. В 10 часов 25 минут туман слегка рассеялся, и "Карлсруэ" снова пошел на прорыв. На этот раз крейсеру удалось прорваться в гавань. В полдень норвежский гарнизон капитулировал.
До вечера крейсер находился в захваченном Кристианзанде. С него выгружались войска и армейское имущество. В 19 часов "Карлсруэ" вышел в море, в его охранении находились три миноносца.
В апреле 1940 г. английские подводные лодки находились на позициях в балтийских проливах. Одной из них была новейшая "Труант", ею командовал капитан-лейтенант Хатчинсон. Командир подводной лодки сначала обнаружил три миноносца и начал выходить в атаку, но тут появилась более выгодная цель — крейсер типа "К". Позиция для атаки была занята, и Хатчинсон приказал дать залп из всех 10 аппаратов. В цель попала только одна торпеда. Взрыв был очень сильным, его слышали даже акустики с находившейся на соседней позиции "Трайдент". "Труанту" удалось уйти от преследования, лодка вернулась на базу, а ее командир был награжден "Орденом за выдающиеся заслуги".
Но вернемся на "Карлсруэ". 9 апреля он шел со скоростью 21 узел, выполняя противолодочный зигзаг, и когда сигнальщикам удалось обнаружить следы торпед, капитан 1 ранга Риве приказал увеличить скорость, но было уже слишком поздно. Взрыв прогремел в районе переборки между отделением вспомогательных механизмов (6 отсек) и машинным отделением (5 отсек). Были убиты все несшие вахту в отделении вспомогательных механизмов и 2 человека, чьи посты находились в носовой части машинного отделения. В оба отсе¬ка хлынула вода, смешанная с нефтью, Оставшиеся в живых после взрыва покинули машинное отделение.
Через днищевой настил и пробоины в переборке вода начала поступать в кормовые отсеки, а именно в главное румпельное отделение, электростанцию № 1. Вскоре вода появилась во вспомогательном машинном отделении левого борта, в главном машинном отделении и котельном отделении № 1. Откачивать воду было нечем — не было электроэнергии. О положении корабля командиру доложил старший помощник капитан 3 ранга Дувел.
Крейсер медленно тонул. Он стоял неподвижно с креном 12° на левый борт. Риве приказал сбросить в воду плоты, а миноносцам подойти к борту и принять экипаж. Между 20 часами 45 минутами и 21 часом 10 минутам экипаж перебрался на миноносцы "Лухс" и "Зееадлер". Последним корабль покинул командир. Он перешел на "Грейф". Первые два миноносца пошли в Киль. "Грейф" остался. В 22 часа 50 минут (по другим данным в 22 часа 30 минут) он выстрелил две торпеды в поврежденный корабль. Одна из них взорвалась в носовой части, вторая у мачты. "Карлсруэ" затонул в точке с координатами 58°04'N08°4'O. Потери экипажа составили 11 человек.
По мнению известных немецких адмиралов Шмундта и Лютьенса, основной причиной гибели крейсера стала плохая подготовка экипажа к борьбе за живучесть. Открытым остается вопрос, почему не были использованы мощные спасательные буксиры, развернутые в балтийских проливах, именно для таких случаев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий