Translate

воскресенье, 28 мая 2017 г.

Дежё Сентдьёрди (Сентдьёрдьи; венг. Szentgyörgyi Dezső; 1915—1971) — венгерский военный лётчик, самый результативный венгерский ас Второй мировой войны.

Дежё Сентдьёрди (Сентдьёрдьивенг. Szentgyörgyi Dezső19151971) — венгерский военный лётчик, самый результативный венгерский ас Второй мировой войны.
Дежё Сентдьёрди
венг. Szentgyörgyi Dezső
Szentgyörgyi Dezső.jpg
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
28 августа 1971 (56 лет)
Место смерти
Принадлежность
Род войск
Годы службы
1933—1945
Звание
Сражения/войны
Награды и премии
Железный крест 2-го класса
Медали Венгрии
В отставке
гражданский лётчик

Биография[]

Родился 16 января 1915 года в деревне Кёкут (венг.) в Австро-Венгрии (ныне входит в Капошварский яраш (венг.) венгерского медьеШомодь).
После окончания школы, в 18 лет добровольцем вступил в Королевские венгерские ВВС. Первоначально служил механиком, позже прошёл подготовку лётчика — закончил авиационное училище в Секешфехерваре.
В качестве лётчика-истребителя принимал участие в операциях Второй мировой войны в Венгрии, летая на итальянском самолёте Fiat CR.32. Летом 1942 года Сентдьёрди был переведён в истребительную эскадрилью 1/1 Dongó («Шмель») и воевал на Восточном (советском) фронте.
Когда 1 мая 1944 года была образована элитная 101-я истребительная группа Puma Венгерских ВВС (венг. 101. Puma vadászrepülő osztály)[1], Дежё Сентдьёрди был переведён в её истребительную эскадрилью 101/2 Retek. Он продолжал летать и одерживать воздушные победы, последняя из которых состоялась 15 апреля 1945 года. К концу войны он совершил более 220 боевых вылетов, ни разу не потеряв свой самолёт, став самым успешным пилотом венгерских ВВС.


После войны вернулся домой и стал пилотом венгерской авиакомпании MASZOVLET (ныне — Malév), где работал с 1946 по 1949 годы. Между 1950 и 1956 годами Сентдьёрди несколько лет провёл в венгерских тюрьмах, затем снова вернулся в уже переименованную авиакомпанию Malév, налетав в ней 12 334 часов и преодолев более 5 миллионов километров. Погиб 28 августа 1971 года недалеко от Копенгагена во время аварии Ил-18 (самолёт упал в море при заходе на посадку)[2], при этом менее чем через три недели он выходил в отставку. Был похоронен на кладбище Фаркашрети в Будапеште.
Именем Дежё Сентдьёрди названа авиационная база Военно-воздушных сил Венгрии в Кечкемете[3], оснащенная самолётами Миг-29 и JAS 39 Gripen.

Награды[]

Результативнейшие американские летчики Второй мировой войны (одержавшие 20 и более личных побед)

Результативнейшие американские летчики Второй мировой войны (одержавшие 20 и более личных побед)

Результативнейшие американские летчики Второй мировой войны (одержавшие 20 и более личных побед)
Летчики, удостоенные Медали Почета — высшей военной награды США, — отмечены звездочкой.
1. Майор Ричард Ира Бонг (Richard Ira Bong) * — 40; «Кертисс» П-40, «Лайтнинг» П-38 — 5-я ВА, Тихий океан.
2. Майор Томас Бучана МакГвайр мл. (Thomas Buchanan McGuire Jr.) * — 38; «Кертисс» П-40, «Лайтнинг» П-38 — 5-я ВА, Тихий океан. Погиб в бою 7 января 1945 года.
3. Майор Дэвид С. МакКемпбелл (David S. McCamp-bell) * — 34; Ф6Ф «Хеллкэт» — Авиация ВМС США (USN) — 9 побед засчитано 24.10.1944, 7 побед — 19.06.1944.
4. Подполковник Ланс Клео Вэйд (Lance Cleo Wade (RAF) — 25; «Харрикейн», «Спитфайр» — Королевские воздушные силы, Великобритания. Погиб 12.01.1944.
5. Лейтенант Сесиль Элвуд Харрис (Cecil Elwood Harris) — 24; Ф4Ф «Вайлдкэт», Ф6Ф «Хеллкэт» — Авиация ВМС США (USN).
6. Подполковник Джон Чарльз Мейер (John Charles Meyer) — 24; «Кертисс» П-40, «Тандерболт» П-47, «Мустанг» П-51 — 8-я ВА, Европа.
7. Лейтенант Эжен Энтони Валенсия (Eugene Anthony Valencia) — 23; Ф6Ф «Хеллкэт» — Авиация ВМС США (USN).
8. Майор Раймонд Шуэ Ветмур (Raymond Shuey Wetmore) — 23; «Тандерболт» П-47, «Мустанг» П-51 — 8-я ВА, Европа.
9. Подполковник Дэвид Карл Шиллинг (David Carl Schilling) — 22; «Тандерболт» П-47 — 8-я ВА, Европа.
10. Капитан Джерард Ричард Джонсон (Gerald Richard Johnson) — 22; «Кертисс» П-40, «Лайтнинг» П-38– 5-я ВА, Тихий океан.
11. Капитан Нил И. Кирби (Neel E. Kearby) * — 22; «Тандерболт» П-47 — 5-я ВА, Тихий океан. Погиб в бою 4 марта 1944 года.
12. Майор Джей Торп Роббинс (Jay Thorpe Robbins) — 22; «Кертисс» П-40, «Лайтнинг» П-38 — 5-я ВА, Тихий океан.
13. Майор Доминик Сальватор Джентайл (Dominic Salvatore Gentile) — 21; «Спитфайр», «Тандерболт» П-47, «Мустанг» П-51 — 8-я ВА США.
14. Майор Фридрик Джозеф Кристенсен (Fredrick Joseph Christensen) — 21; «Тандерболт» П-47.
15. Капитан Джон Джэймс Волл (John James Voll) — 21; «Спитфайр», «Мустанг» — 15-я ВА, Италия.
16. Капитан Кеннет Эмброз Волш (Kenneth Ambrose Walsh) * — 21; Ф4У «Корсар» и Ф4Ф «Вайлдкэт» — Авиация корпуса морской пехоты США (USMC).
17. Майор Валкер Мелвилл Махурин (Walker Melville Mahurin) — 20; «Тандерболт» П-47, «Мустанг» П-51, «Сейбр» Ф-86 — 13-я ВА, Тихий океан и 8-я ВА в Европе.
18. Дональд Натан Олдрич (Donald Nathan Aldrich) — 20; Ф4У «Корсар» — Авиация корпуса морской пехоты США (USMC).
19. Лейтенант Томас Джозеф Линч (Thomas Joseph Lynch) — 20; «Лайтнинг» П-48 — 5-я ВА, Тихий океан. Погиб 8 марта 1944 года.
20. Капитан Роберт Бардетт Вестбрук (Robert Burdette Westbrook) — 20; П-40 «Кертисс», П-38 «Лайтнинг» — 13-я ВА, Тихий океан. Сбит и погиб 22 ноября 1944.
Ричард Ира Дик БОНГ (Richard Ira Dick Bong) — 40 личных побед, лучший ас ВВС США во Вторую мировую войну.
Родился в Сьюпериоре, Висконсин, в большой крестьянской семье выходцев из Швеции 24 сентября 1920 года. Вместе с 9 своими братьями и сестрами рос на ферме Поплар в штате Висконсин. С детства увлекался авиацией, собирая книги и будучи заядлым моделистом. Свое обучение начал в Сьюпериорском государственном учительском колледже в 1938 году. Занимаясь в колледже, посещал занятия в школе гражданских пилотов и брал частные летные уроки. В 1941-м был зачислен, по кадетской авиационной программе, в Армейский воздушный корпус. Интересно, что одним из инструкторов Бонга там был Б. Голдуотер, позднее ставший сенатором от Аризоны, а в 1964-м и кандидатом в президенты в США, знакомый многим советским людям по жестким антисоветским высказываниям и остроумным карикатурам Кукрыниксов, публиковавшихся в центральных советских газетах. 9 января 1942 года Бонг получил звание второго лейтенанта и назначен на должность инструктора.
Бонг прибыл на Тихий океан в ноябре 1942 года и принял участие в боях за Гуадалканал, летая на Р-38 «Лайтнинг» в составе 9-й эскадрильи «Летающие рыцари» 49-й истребительной группы, базировавшейся в Дарвине, Австралия. Позднее он воевал в составе 35-й истребительной группы, базировавшейся в Новой Гвинее. Первые две победы были записаны Бонгу 27 декабря 1942 года, когда он заявил о победах над истребителем А5М «Зеро» и Ки-43 «Оскар». За этот бой Бонг был награжден Серебряной Звездой. 7 января ему было записано еще два японских самолета, а уже 8 января 1943 года на счету американца стало пять сбитых самолетов противника. За двенадцать дней боев Бонг стал асом. В июле 1943 Бонг сбил пять японских самолетов и был представлен к Летному кресту за заслуги.
Весной 1944 года на счету Р. Бонга числилось 28 уничтоженных самолетов. Бонг, как большинство выдающихся асов, постоянно работал над собой, в частности он был недоволен своей меткостью. В апреле 1944 года он отметил в своем рапорте: «Вел огонь под углом упреждения 90 градусов и не добился успеха. Зашел в хвост противнику, обстрелял его, насчитал несколько попаданий, но он продолжал полет. Вновь «сел ему на хвост», добился новых попаданий и лишь тогда вражеский самолет ушел влево и стал резко снижаться. У него загорелся двигатель, и в конце концов он врезался в холм и взорвался».
12 апреля 1944 года Р. Бонг одержал три победы и превзошел результат лучшего американского аса Первой мировой войны Рикенбэйкера. В сентябре 1944 майор Бонг вернулся в Новую Гвинею в 5-ю истребительную команду (дивизию), на должность инспектора, и продолжал совершать боевые вылеты в составе звена и пары. В конце 1944 года, всего за 30 боевых вылетов, майор Бонг довел свой счет до 40 побед. В декабре 1944-го он получил «Медаль Почета» — высшую награду США из рук генерала Д. Мак-Артура. Свои последние победы Р. Бонг одержал над самолетами Ки-43 «Оскар» 15 и 17 декабря 1944 года.
Всего майор Ричард И. Бонг совершил 200 боевых вылетов с налетом около 500 часов (двухмоторный П-38 «Лайтнинг» был дальним истребителем), ему были засчитаны победы над 40 японскими самолетами.
В декабре 1944 года по приказу генерала Кенни он был отослан в США, где вскоре женился на Мардж Ваттендаль из Сьюпериора, чей портрет украшал нос его «Лайтнинга» в 1944 году.
Майор Бонг был принят в качестве летчика-испытателя на фирму «Локхид» и работал на заводе в Бурбанке, Калифорния. Его карьера как испытателя длилась недолго: 6 августа 1945 года он погиб при совершении 12-го испытательного полета на новом реактивном самолете F-80 А «Шутинг стар». На отрыве, из-за отказа топливного насоса, остановился двигатель этой машины, Бонг сумел покинуть машину с парашютом, но из-за малой высоты парашют не успел погасить скорость падения.
Некролог о гибели Р. Бонга был опубликован на первых страницах центральных американских газет в тот же день, когда там появились первые «отчеты» об атомной бомбардировке Хиросимы, 6 августа 1945 года.
Похоронен в Попларе, Висконсин, где прошло его детство.
Имя Ричарда Бонга глубоко чтят в Соединенных Штатах и других странах: его именем названы авиационные базы и летные тренировочные центры, мосты, театры и здания в США, Австралии и Японии. В 2002 году в Сьюпери-оре, Висконсин, был открыт Мемориальный центр Бонга, где установлен восстановленный П-38 «Лайтнинг», подаренный Бонгу во время войны.
Майор Ричард И. Бонг награжден высшей военной наградой США — «Медалью Почета», Отличительным крестом за заслуги c двумя кистями дубовых листьев, Серебряной Звездой, Летным крестом за заслуги с 7 кистями дубовых листьев, Воздушной медалью с 14 кистями дубовых листьев.
Томас МакГВАЙР (Thomas Buchanan McGuire Jr.) — второй ас ВВС США во Второй мировой войне, 38 побед, майор.
Родился Томас МакГвайр (иногда пишется Макгуайр) 1 августа 1920 года в городе Риджвуд, штат Нью-Джерси. После окончания обучения в Технологическом колледже в Джорджии 12 июля 1941 года он становится курсантом летной школы. После первых самостоятельных полетов Мак-Гвайра переводят в Школу пилотов авиационного корпуса в Рэндольф Филде, для обучения высшему пилотажу.
2 февраля 1942 года он получает диплом военного летчика и звание лейтенанта в корпусе офицеров Резерва.
На короткое время он был направлен на Аляску, затем, после настойчивых просьб, переведен в Австралию, где с марта 1943 года проходил обучение на тяжелом двухмоторном истребителе П-38 «Лайтнинг». Следующее назначение МакГвайр получает в 9-й дивизион 49-й истребительной группы, где вскоре становится первым лейтенантом. 20 июля 1943 года он переходит в 431-ю эскадрилью 475-й истребительной группы, ведущей бои с японскими летчиками.
Свой первый боевой вылет лейтенант МакГвайр совершил 13 августа.
18 августа, над Новой Гвинеей, он одерживает, по одним данным, две, по другим — три победы, а 21-го — еще две. 12 октября он одерживает тройную победу. К концу октября на его счету 13 воздушных побед. В декабре 1943 года его повышают в звании: МакГвайр становится капитаном. А 23 мая 1944 года он уже майор ВВС. К 13 декабря 1944 года на его счету был уже 31 сбитый самолет противника. 26 декабря над островом Лусон он участвовал в драматическом сражении — 15 «Лайтнингов» против 20 японских истребителей «Зеро». МакГвайру по результатам боя были записаны сбитыми сразу четыре японских истребителя. Он показал в этой схватке не только отвагу, самообладание и мужество, но и блестящее искусство высшего пилотажа, воздушной стрельбы и руководства боем. Будучи связанным сразу с несколькими самолетами противника, он не только сбил четыре самолета врага, но и помог товарищам, которых вел в этот неравный бой как командир.
29 декабря 1944 года майор МакГвайр одержал свою последнюю победу, сбив на прикрытии Б-24 очередной японский «Зеро» с дистанции 370 метров.
Т. МакГвайр и другой ас Р. Бонг, некоторое время воевавшие в одной истребительной группе, подобно известным асам в других странах (в частности, Кожедуб — Евстигнеев; Колдунов — Скоморохов; Веденеев — Серов), азартно конкурировали друг с другом. Их соперничество умело и расчетливо поддерживалось командованием, пока Р. Бонг не достиг 40 побед и не был отстранен от боевой работы приказом командующего 5-й воздушной армией генерала Д. Кенни, старавшегося сохранить лучшего американского аса.
Погиб МакГвайр 7 января 1945 года над островом Лос-Негрос в возрасте 24 лет, когда, вылетев в составе четверки, на малой высоте он неожиданно был вынужден принять бой с японскими истребителями. Уходя от преследования третьего аса морской авиации Японии Соиши Согито (Ши-очи Сугита), в сложной воздушной обстановке, не сбросив со своего «Лайтнинга» два 625-литровых дополнительных топливных бака, он столкнулся с землей.
Майор МакГвайр одержал 38 воздушных побед над японскими самолетами в течение 17 месяцев.
Майор МакГвайр имел несколько высоких наград: «Медаль Почета» конгресса США посмертно, Отличительный крест за выдающиеся заслуги с 2 кистями дубовых листьев, Серебряную Звезду, Отличительный Летный крест за заслуги с пятью кистями дубовых листьев, медаль Пурпурного сердца с двумя кистями дубовых листьев, Воздушную медаль с 15 кистями дубовых листьев.
В ознаменование его заслуг воздушная база ВВС США в городе Райстаун, штат Нью-Джерси, получила название «Воздушная база МакГвайр».
Джэймс Эдгар «Джонни» ДЖОНСОН (James Edgar «Johnnie» Johnson) — возможно, лучший ас Великобритании в годы Второй мировой войны, 38 (по другим данным, 34) личных и 7 групповых побед.
Д. Джонсон родился 9 марта 1916 года в Барроу-на-Соаре в Лейчестершире, Англия. Обучался в Грамматической школе в Логборо, а впоследствии в Ноттингемском университете, где получил квалификацию гражданского инженера. Во время учебы отличался успехами в регби и в охоте из ружья, купленного за один фунт, жертвами которой становились окрестные птицы и кролики. По преданию, однажды он был замечен купающимся в бассейне с молодой леди, что в те времена было крайне предосудительным.
За эту вольность он даже был временно отчислен из школы.
Во время учебы в университете он трижды предпринимал попытки попасть на курсы летного обучения для резервистов, но безуспешно. Одной из причин неудач была сломанная в регбийном матче ключица. Окончив университет в 1938 году, Джонсон поступил на работу инженером, и вскоре настойчивому юноше улыбается счастье — на его просьбу о зачислении на летное обучение приходит положительный ответ. Он становится членом добровольческого резерва Королевских Воздушных сил. К обучению полетам он приступил в авиашколе в Кембридже, затем был переведен в Силенд, близ города Чесер, где летал на самолете Майлз «Мастер».
В августе 1940 года начинается его служба в 19-й истребительной эскадрилье, расположенной в Даксфорде, в звании лейтенанта Королевских Воздушных сил. Он уже имеет 205 часов налета, из них 23 на «Спитфайре», но для первого боевого вылета этого мало. Для дополнительного обучения его направляют в 616-ю эскадрилью, выведенную в Киртон-ин-Линсди, в Северной Англии, для пополнения и отдыха после тяжелых боев битвы за Британию. Старая травма — перелом ключицы — продолжает его беспокоить, и офицер вынужден приложить немало усилий, чтобы победить недуг.
Первый боевой вылет Джонсон совершает в составе этой эскадрильи в январе 1941 года, вместе с другим пилотом он повреждает немецкий бомбардировщик До-17. В июне на его боевом счету первая воздушная победа — Ме-109. В июле Джонсон представлен к званию старшего лейтенанта, имея на своем счету четыре победы. В сентябре он капитан и командует звеном. В октябре его наградили Летным крестом за заслуги. А с зимы 1942 года он принимает командование 610-й истребительной эскадрильей, базирующейся в Колтишхолле. В мае он уже командир 217-го истребительного авиакрыла в Кенли. Вскоре на его счету числится 19 вражеских самолетов и следует заслуженная награда — Почетный Орден за заслуги.
В 1942 году он женился на Паулине Ингейт. Брак оказался счастливым, Джонсон имел двух сыновей.
В сентябре 1943 года он отзывается с фронта для штабной работы, но в марте 1944-го опять возвращается на фронт. Теперь капитан Джонсон назначен командиром 144-го истребительного авиакрыла, которое первым после вторжения союзников во Францию 6 июня 1944 года перелетает на континент, на аэродром Сент-Кройкс. 5 мая 1944 года Джонсон одерживает свою 28-ю победу и становится результативнейшим летчиком. К июлю 1944 года майор Джонсон имел уже 29 побед в воздухе.
27 сентября 1944 года он одержал свою последнюю победу, сбив Ме-109. В тот день погиб лучший летчик, воевавший под командованием Д. Джонсона, — Генри Валли Маклеод из Королевских Канадских Воздушных сил, которому была записана 21 личная победа.
7 мая 1945 года командир 125-го истребительного авиакрыла полковник Д. Джонсон совершил свой последний, 515-й, боевой вылет.
По правилам, принятым в Королевских Воздушных силах, Джонсон как командир авиакрыла имел возможность использовать свои инициалы — JEJ — как кодовые буквы своего подразделения.
После войны Джонсон занимал ряд командных должностей в Королевских Воздушных силах. Участвовал в войне в Корее. Совершил несколько безрезультатных боевых вылетов на Ф-80 «Шутинг стар». Позднее он командовал британскими истребительными авиачастями в Европе, еще позднее был переведен в бомбардировочную авиацию.
В 1965 году получил звание вице-маршала авиации. В 1965–1967 годах занимал свою последнюю должность в Королевских Воздушных силах, будучи командиром на Ближнем Востоке.
Выйдя в отставку, жил в Южной Африке, Канаде и Великобритании, занимался благотворительностью, носил несколько почетных титулов, был окружен подчеркнутым вниманием и уважением.
В 1956 году в Лондоне вышла его книга «Командир авиакрыла» (Wing Leader (Fighter Pilots), в 1964 году — «Полный круг: история воздушных сражений» (Full Circle: The Story of Air Fighting), в 1990-м — «Храбрость в небе» (Courage in the Skies), в соавторстве в 1992-м — «Славное лето. История битвы за Британию» (Glorious Summer: The Story of the Battle of Britain), в 1995-м — «Крылатая победа: последний взгляд назад — персональные впечатления о двух лидерах Королевских Воздушных сил» (Winged Victory: A Last Look Back — The Personal Reflections of Two Royal Air Force Leaders). К сожалению, ни одна из книг Д. Джонсона не была переведена на русский язык.
Умер 30 января 2001 года.
Вице-маршал авиации Джон И. Джонсон один из самых высоконагражденных западных офицеров — участников Второй мировой войны. Он был награжден Орденом за Выдающуюся Службу с двумя пряжками на ленте — один из 8 британских офицеров, получивших эту награду в годы Второй мировой войны, Отличительным Летным крестом с пряжкой на ленте, командорской степенью ордена Британской империи (1960), орденом Бани (1965); орденом Почетного легиона (Франция); Военного креста (1940) с Пальмами (Бельгия), орденом Леопольда с Пальмами (Бельгия); Летным крестом за заслуги, Воздушной медалью, Медалью Легиона заслуженных (США).
Мармадьюк Томас Сент-Джон ПАТТЛ — при 50 заявленных победах имеет от 27 до 44 побед, засчитанных различными службами в ходе Второй мировой войны, лучший ас Британского Содружества на бипланах и «Харрикейнах», возможно, лучший ас Великобритании.
Пат Паттл родился в Баттерворсе, провинция Кэйп, Южная Африка, 3 июля 1914 года в семье англичан, эмигрировавших в Южно-Африканский Союз. Он учился в Китманшопской школе и в Викторианской высшей школе для мальчиков, которая в 1939 году была переименована в Громе-колледж, Грахемстоун.

Он вступил в Южно-Африканские воздушные силы кадетом, но в 1936 году был переведен в Королевские Воздушные силы (RAF). Закончил летное обучение в метрополии и в июне 1937 года как пилот-офицер был направлен в 80-ю эскадрилью, которая была вооружена бипланами «Глостер Гладиатор».
В апреле 1938-го он отправился вместе с эскадрильей в Египет, где вскоре стал командиром звена.
До начала 1941 года Паттл летал на устаревшем биплане «Глостер Гладиатор» с достаточно слабым двигателем, мощностью 840 л. с., с четырьмя пулеметами «винтовочного» калибра, со скоростью немногим более 400 км/час, но активно «раскрученном» англичанами. Более сотни этих далеко не лучших машин были отправлены на экспорт и построены по лицензии в 12 странах!
Следом за перерывом в войне эскадрилья Паттла перелетела к ливийской границе, где в августе 1940 года приняла первые бои. 4 августа 1940 года 80-я эскадрилья получила приказ совершить полет к Сиди Баррани, встретить самолет «Лисандр» и эскортировать его в полете на свою территорию. При эскортировании перелета «Лисандра» Паттл вступил в бой с истребителями Фиат CR-32 и Бреда Ба. 65, заявил о двух победах, но и сам был сбит, выпрыгнул из горящего самолета над территорией, контролируемой итальянцами, и два дня пробирался к своим. 3 сентября 1940 года Паттл получил звание Flight Lieutenant — дословно «лейтенант полета», аналог звания капитана.
В ноябре его эскадрилья была переведена на Балканы, для помощи греческим ВВС против итальянского наступления на Албанском фронте.
Здесь 11 февраля 1941 года до внимания Паттла был доведен королевский Указ о его награждении Отличительным Летным крестом, а позднее, 18 марта 1941 года, к кресту была пожалована почетная нашивка на орденской ленте.
В марте 1941 года в ходе боев над Химарой лейтенант Паттл сбил три неприятельских истребителя. Теперь на счету этого отважного и умелого аса были, по крайней мере, 23 вражеских самолета.
Удивительно, но все его победы в тот период были одержаны на устаревшем истребителе-биплане «Глостер Гладиатор». Как только страны Оси 6 апреля 1941 года применили здесь современные истребители Люфтваффе, эскадрильи Королевских Воздушных сил были в срочном порядке перевооружены гораздо более скоростными Хаукерами «Харрикейнами» Mk I. В первом же своем бою на этом типе самолета с истребителями Люфтваффе Паттл заявил о двух победах над Ме-109 из 8-й эскадрильи JG27.
В то время, в марте — апреле 1941 года, Паттл служил в 33-й эскадрилье RAF. В три апрельских дня он одерживает сразу по нескольку побед: по пять неприятельских самолетов он сбивает 14 и 20 апреля, а 19 апреля на его счет записывается 6,33 победы (6 личных побед и одна победа, одержанная группой из трех летчиков). В своем последнем бою над Афинами, измученный гриппом, с высокой температурой, он попытался спасти одного из своих пилотов от атакующего Ме-110, но в момент своей атаки попал под удар пары «сто десятых» и был сбит над заливом Элеусиса, в 8 км к юго-западу от Афин.
В результате этого первого боя были потеряны три английских истребителя, хотя немцы заявили о пяти сбитых «Харрикейнах». Германская сторона потеряла два самолета, хотя англичане заявили о 7 уничтоженных немецких машинах. Это характерный пример достоверности воздушных побед, соответственно равный 0,6 и 0,28. Сохранившиеся записи называют среди победителей гауптмана Россиваля и обер-лейтенанта Баго, которым были записаны победы над «Харрикейнами». Кто в этом бою сбил Паттла, точно неизвестно. Немного позднее был сбит другой английский ас — Тимбер Вудс из 80-й эскадрильи. Известно, что обер-лейтенант Люфтваффе Баго погиб в воздушном бою менее чем через месяц — 14 мая 1941 года.
Недавние исследования битвы за Афины и сопутствующих ей боев показали, что «Харрикейны» Паттла и Вудса упали не в залив Элефсиса, а на восточном берегу острова Пситаллия, неподалеку от архипелага Пироуса. Летчики 33-й эскадрильи встетили первую волну Ме-110 над Каллитией — пригородом Афин и приняли бой южнее, над Фалиронским заливом, откуда Вудс без боезапаса и на остатках топлива повернул на запад, пытаясь достичь своей базы в Элефсисе. Он был сбит неподалеку от Фалирона.
Имя Паттла высечено в мемориале в Эль-Аламейне среди имен 3000 воинов Содружества, погибших в Египте, Ливии, Сирии, Ливане, Ираке, Греции, Эфиопии, Эритрее, Восточной Африке, Судане, Адене, Мадагаскаре и на Крите в годы Второй мировой войны, рядом с именами тех, кто не имеет на земле обозначенной могилы.
Все свои победы Паттл одержал в течение 9 месяцев в боях с итальянскими и немецкими летчиками. Он заслужил славу мастера последнего удара, сильного летчика и выдающегося воздушного лидера. Как командир эскадрильи он демонстрировал больше, чем кто-либо еще, да и погиб он как верный своему долгу командир, в период острого заболевания, не согласившись отлежаться и оставить свою эскадрилью в особенно трудную минуту.
Его итоговый счет, по-видимому, так никогда и не будет известен: официальные документы эскадрильи и Королевских Воздушных сил были утрачены при эвакуации из Греции на Крит. Сохранилась запись, относящаяся к самому началу апреля 1941 года, где сказано, что на счету Паттла как минимум 34 подтвержденные победы и еще около двух десятков вероятных.
Детальный анализ его 50 заявленных побед, проведенный другими западными исследователями, говорит, что только 27 могут быть отнесены к безоговорочным потерям Люфтваффе и итальянских ВВС в годы Второй мировой войны. Но и эта цифра делает его результативнейшим асом Второй мировой войны на бипланах, одним из лучших на истребителе «Харрикейн», а возможно, даже и вообще абсолютно лучшим асом Великобритании и стран Содружества.
20 апреля 1941 года в большом воздушном сражении над Афинами были сбиты 5 истребителей Хаукер «Харрикейн», пилоты из них погибли. Среди погибших был и Мармадьюк Паттл. 9 побед были засчитаны Паттлу в его последние 4 дня.
Награжден Отличительным Летным крестом с нашивкой на ленте.
Джон Чарлз МЕЙЕР (John Charles MEYER) — самый вы-соконагражденный американский ас Второй мировой войны, четырехзвездный генерал (24 победы во Второй мировой войне и две победы в Корее).
Джон Мейер родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1919 году, окончил школу в Нью-Йорке и отказался от продолжения учебы в Дартмутском колледже ради карьеры летчика-истребителя. Впоследствии, после войны, он окончит этот колледж и станет бакалавром искусств по специальности «политическая география». Один из преподавателей колледжа заметит позднее, что он никогда не встречал студента с таким острым и быстрым мышлением, как у Мейера. В ноябре 1939 года был зачислен в Воздушный корпус Соединенных Штатов и стал авиационным кадетом. В июле 1940 года он получил звание второго лейтенанта и «крылышки», т. е. стал пилотом. Летные способности молодого человека были очевидны, и его назначили инструктором. А затем он был направлен в 33-ю истребительную эскадрилью 8-й истребительной группы, летчики которой летали на «Киттихауках» П-40 и базировались на аэродроме Митчел Филд, Нью-Йорк. За несколько дней до того, как Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, группа была направлена в Исландию, откуда с началом войны совершала вылеты на прикрытие северных конвоев. В сентябре 1942 года он был возвращен в Штаты и определен во вновь сформированную 352-ю истребительную группу. Получив звание первого лейтенанта, он был назначен командиром 34-й истребительной эскадрильи, вскоре вооруженной первыми «Тандерболтами». В мае 1943 года эскадрилья была переименована в 487-ю истребительную эскадрилью и направлена в Англию. 23 ноября 1943 года 1-й лейтенант Мейер на истребителе «Тандерболт» П-47 одержал первую победу. Летая на «Тандерболте», он довел свой счет до трех побед и, получив звание майора, стал признанным лидером группы. Весной 1944 года эскадрилья была перевооружена на «Мустанги» П-51, и Мейер продолжил победный счет, доведя его до 24 побед в воздухе и 13 неприятельских самолетов, уничтоженных на земле. Среди побед Мейера некоторые американские авторы числят реактивный немецкий самолет.
Носы «Мустангов» его эскадрильи окрашивались в голубые цвета, за что эскадрилья получила название «Голубоносой». Всего он совершил около 200 боевых вылетов, налетав 462 часа. В ноябре 1944 года Мейер был назначен заместителем командира 352-й истребительной группы, ему было присвоено звание подполковника.
За бой, проведенный 8 мая 1944 года, Мейер был награжден первым из трех своих Отличительных крестов за службу. Возглавляя группу из 8 «Мустангов», летчики которых пришли в часть только в предыдущем месяце, он решительно атаковал большую группу неприятельских истребителей, уже готовую к перехвату американских тяжелых бомбардировщиков. Сам контратакованный неприятельскими истребителями, он был вынужден пикированием уйти. Секундами спустя, набирая высоту, Мейер заметил еще одну группу неприятельских истребителей из 15 машин, уже готовую атаковать бомбардировщики. Мейер мгновенно сам устремился в атаку. Ему удалось сбить два неприятельских истребителя и расстроить неприятельский замысел. В том же вылете ему довелось сбить еще один неприятельский истребитель и приземлиться на аэродроме в Бодни (Великобритания) на последних каплях бензина и без единого снаряда в ящиках. За три сбитых Ме-109 и один ФВ-190, уничтоженный 11 ноября 1944 года, Мейер, теперь уже подполковник, был удостоен дубовых листьев к его Серебряной Звезде. Десятью днями позже он получил свой второй Отличительный крест за блестящий бой, который под его руководством восточнее Лейпцига провела эскадрилья из 11 «Мустангов» против более чем 40 немецких истребителей. В этом бою Мейер, неожиданно и скрытно атаковав противника, лично сбил три «Фокке-Вульфа».
Своим третьим Отличительным крестом Мейер был награжден за отражение массированного налета Люфтваффе на аэродром Y-29 в Бельгии 1 января 1945 года. Предусмотрев, что в первый новогодний день фашисты могут совершить крупный налет, он подготовил экипажи к вылету, информировал летчиков, увеличил втрое число дежурных экипажей, благодаря чему удалось своевременно поднять в воздух самолеты и успешно противостоять крупному налету. Сам он, взлетая на виду неприятельских истребителей, пошел во встречную атаку на один из «Фокке-Вульфов» и сбил его, еще не убрав до конца шасси.
«Как правило, я не состязался с вражескими летчиками в маневренности. Я мог совершить один разворот только для того, чтобы осмотреться вокруг, да и то делал это не часто. Слишком это было рискованно. Я больше всего любил атаковать сверху, по возможности стремительно, а затем, обстреляв врага, сразу уходил в сторону и вверх. Таким образом, можно было быстро выйти из-под обстрела и подождать, пока противник сделает свой шаг. Если враг выполнял разворот, он терял скорость, а я оказывался в выгодной позиции, чтобы вернуться и вновь напасть сверху. Хочу отметить, что в те времена многие немецкие пилоты, которых я встречал, уже не отличались особым мастерством. На последнем этапе войны (конец 1944 года) среди них редко попадались настоящие профессионалы», — писал после войны Мейер. Недаром соратники называли Мейера «по-немецки мыслящим», имея в виду манеры ведения боя.
В 1948 году генерал-майор Мейер был отобран на должность секретаря Воздушных сил, который осуществлял контакты и проводил доклады в Палате представителей Соединенных Штатов. В августе 1950 года он вернулся к полетам, когда был назначен на должность командира 4-го истребительного крыла, базировавшегося в Ньюкасле, штат Делавер.
В ходе корейской войны он совершил около 20 боевых вылетов на истребителе «Сейбр» Ф-86, при этом ему были записаны сбитыми два «северокорейских» МиГ-15.
После корейской войны он был назначен на ответственную должность в командовании континентальной воздушной обороны. Ввиду ротации высоких должностей, принятой в Соединенных Штатах, его направили на учебу в колледж воздушной войны, на аэробазе Максвелл в Алабаме, после окончания которого был оставлен там на преподавательской работе. Но вскоре он принял командование двумя военно-воздушными дивизиями. В июле 1962 года он был назначен заместителем директора планирования и главным представителем стратегического воздушного командования в Объединенном штабе стратегического целевого планирования. В ноябре 1963 года генерал Мейер стал командиром тактического воздушного командования 12-й воздушной армии США, базировавшейся в Вако, штат Техас. 12-я воздушная сосредотачивалась на отработке воздушного сопровождения и взаимодействия с наземными подразделениями в западной части Соединенных Штатов. В феврале 1966 года получил должность заместителя директора, а затем вице-директора Объединенного штаба. В мае 1967-го стал директором операций Объединенного штаба. Позднее он был отобран в качестве вице-начальника штаба Воздушных сил Соединенных Штатов и приступил к службе в новой должности в августе 1969 года. 1 мая 1972 года он был назначен 17-м командиром Стратегического воздушного командования и директором Объединенного стратегического штаба планирования целей. Карьера генерала (аналог звания генерал-полковника) Мейера была исключительно насыщенной и разнообразной. Здесь и инспекционная служба, и работа в истребительной и в стратегической бомбардировочной авиации. Он осуществлял командование главными тактическими и стратегическими соединениями, планировал нанесение ударов и действия американской авиации в ходе ядерной войны. Ушел в запас по болезни 1 июля 1974 года.
Генерал Мейер умер от инфаркта 2 декабря 1975 года. Он был награжден тремя Отличительными крестами за службу, Отличительной медалью за службу с дубовыми листьями, Серебряной медалью с дубовыми листьями, Медалью легиона заслуженных, Отличительным Летным крестом с шестью дубовыми листьями, Воздушной медалью с 14 дубовыми листьями; французским и бельгийским Военными крестами. В марте 1973 года он был награжден специальной наградой мемориала Франка Хоукса за вклад в развитие авиации.

Мато Дуковац (хорв. Mato Dukovac; 23 сентября 1918, Сурчин — сентябрь 1990, Торонто) — хорватский лётчик-ас Второй мировой войны, одержавший 44 победы.

Мато Дуковац
хорв. Mato Dukovac
Mato Dukovac.png
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
Место смерти
Принадлежность
Род войск
авиация
Годы службы
1937-1948
Звание
Часть
Сражения/войны
Награды и премии
Red Krune Kralja Zvonimira-band.pngRibbon of an Order of the Croatian Trefoil.pngDEU DK Gold BAR.png
Red Krune Kralja Zvonimira-band.pngЖелезный крест 2-го классаЖелезный крест 1-го класса

Биография

Ранние годы

Родился 23 сентября 1918 в Сурчине (близ Белграда). Окончил авиационную школу в Панчево в звании младшего лейтенанта. С 1937 по 1941 годы нёс службу в ВВС Королевства Югославии. После создания Независимого государства Хорватия вступил в ВВС новообразованного государства, летом 1941 года прошёл обучение в Германии и вошёл в состав Хорватского воздушного легиона.

Служба в люфтваффе

Перелёт на Восточный фронт совершил в составе 4-й истребительной авиагруппы на Кубань, первый боевой вылет совершил 29 октября 1942. После нескольких побед на Восточном фронте Дуковац принял себе в пару ещё одного пилота, Цвитана Галича. Вместе Дуковац и Галич стали самыми успешными хорватскими лётчиками-асами.
В феврале 1944 года Дуковац совершил свой 250-й вылет, успев одержать 37 побед, за что был награждён Немецким крестом в золоте по распоряжению фельдмаршала Вольфрама фон Рихтхофена. В том же году во время боёв в Крыму Дуковац одержал 44-ю победу и стал самым результативным асом ВВС НГХ.
В августе 1944 года Дуковац получил воинское звание капитана и был переброшен с остатками Хорватского легиона в Эйхвальд (Восточная Пруссия). 29 сентября 1944 его самолёт Messerschmitt Me 109 был сбит советскими войсками, и хорватский ас попал в советский плен.

После плена

Некоторое время он работал инструктором по пилотажу в ВВС СССР, после чего был направлен в югославскую партизанскую армию в должности того же инструктора.
В феврале 1945 года югославы узнали, что Дуковац ранее служил в авиации усташей, и отдали приказ о его немедленном аресте, однако 8 августа 1945 тот сбежал в Италию и сдался в плен американцам, где был зарегистрирован как военнопленный из люфтваффе.

Послевоенные годы

В январе 1946 он был освобождён и отправился в Сирию: в составе ВВС Сирии он участвовал в арабо-израильской войне.
Позднее эмигрировал в канадский Торонто, где работал в компании IBM. В 1979 году в Мюнхене участвовал во встрече ветеранов люфтваффе. Основал в Торонто организацию «Объединение хорватов Канады». Скончался в сентябре 1990 года.

Личная жизнь

У Мато был младший брат Анте, который был моложе его на семь лет и также в послевоенные годы проживал в Торонто. Оба исповедовали православную веру и были крещены в церкви Святого Анте в Земуне.

ЦВЕТА ВОЕННОГО НЕБА: ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ

ЦВЕТА ВОЕННОГО НЕБА: ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ

На момент своей гибели Мармадьюк Пэттл был лучшим лётчиком Британской империи. Увы, он стал героем проигранной кампании, да и воевал на второстепенном фронте, а потому все его достижения быстро оказались в тени подвигов более молодых асов североафриканского и европейского театров военных действий. Долгие годы имя и деяния сквадрон-лидера Пэттла оставались неизвестны широкой публике, и только относительно недавно стало известно, что он был не только лучшим асом западных союзников, но и одним из лучших асов союзников вообще, уступая лишь нескольким советским лётчикам. Кроме того, он был единственным из пилотов коалиции, сумевшим приблизиться к числу побед современных ему «экспертов» люфтваффе.

Начало лётной карьеры

Южноафриканец Мармадьюк-Томас-Сент-Джон «Пэт» Пэттл (Marmaduke Thomas St.John Pattle) был внуком майора артиллерии и сыном сержант-майора пехоты, и также подумывал о военной карьере, но в авиации. В 1932 году, как только ему исполнилось 18 лет, он подал документы на вступление в ряды южноафриканских ВВС, но прошло не менее полугода, прежде чем ему ответили. В марте 1933 года кандидаты прошли собеседование, но при конкурсе в 30 человек на три вакансии преимущество получили несколько соискателей, уже имевших опыт пилотирования, а Пэттл этим похвастать не мог.
Мармадьюк-Томас-Сент-Джон «Пэт» Пэттл (слева) и адъютант 33-й эскадрильи RAF, Греция, конец марта – начало апреля 1941 года - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ruМармадьюк-Томас-Сент-Джон «Пэт» Пэттл (слева) и адъютант 33-й эскадрильи RAF, Греция, конец марта – начало апреля 1941 года
Второй шанс стать военным лётчиком выдался в конце 1935 года, когда газеты напечатали объявление о наборе добровольцев на пятилетнюю службу в рядах Королевских ВВС. В ожидании ответа из метрополии Пэттл приступил к выполнению резервного плана, записавшись в батальон специального назначения (Special Service Battalion) – часть вооружённых сил Южно-Африканского Союза, созданную специально для обеспечения военной и (частично) профессиональной подготовки безработной молодежи и облегчения её последующего трудоустройства. У самого Пэттла работа тогда была, но батальон он считал ступенькой на пути в авиацию. Впрочем, это оказалось излишней перестраховкой, поскольку в самом начале 1936 года он успешно прошёл отбор в RAF и получил направление в лётную школу.
Начав обучение в конце июня, он уже через месяц сдал экзамен на гражданскую пилотскую лицензию, а в сентябре получил временное звание пайлот-офицера. В марте 1937 года Пэттл сдал последний экзамен и получил назначение в только что сформированную на истребителях «Гонтлет» Mk.II 80-ю эскадрилью RAF. В мае эта часть прошла перевооружение на «Гладиаторы» Mk.I, а 29 июня молодой лётчик наконец избавился от «испытательного срока» для своего офицерского звания.
В мае следующего года 80-я эскадрилья была переброшена в Египет для усиления ПВО этого региона. Вскоре Пэттл был назначен адъютантом эскадрильи и в декабре произведён во флаинг-офицеры. Летом 1939 года его поставили во главе флайта «B» с одновременным присвоением временного звания «флайт-лейтенант» – постоянным оно стало только в сентябре 1940 года.

«Гладиаторы» 80-й эскадрильи

В 20–30-е годы английские военные самолёты полностью окрашивались в серебристый цвет. Истребительная авиация к базовой окраске добавляла на борту фюзеляжа и вдоль размаха верхнего крыла «пёстрые ленты», расцветка которых была символом принадлежности к конкретной эскадрилье. Однако 80-й эскадрилье таких обозначений присваивать не стали. Зато на неё распространили другую традицию межвоенного периода: нанесение на кили истребителей белого «наконечника стрелы», внутри которого рисовали эмблему части (в данном случае – бронзовый колокол). «Стрелы» были стандартом для «Гладиаторов» английского периода истории части, а после перебазирования на восток они стали встречаться всё реже и реже, в 1939 году оставшись только на единичных самолётах, но последние случаи их использования относятся к 1940 году уже после введения камуфляжа.
 
Камуфляжная окраска в Европе появилась ещё во время Мюнхенского кризиса, но до Среднего Востока эта практика дошла только в самом конце 1939 года. Верхние и боковые поверхности бипланов полагалось красить в четыре цвета по «противотеневой» схеме: «спину» фюзеляжа и верхнее крыло – в зелёный Dark Green и коричневый Dark Earth, а борта и нижнее крыло – в светло-зелёный Light Green и светло-коричневый Light Earth. Однако наземный персонал строевых частей почти повсеместно решил облегчить себе жизнь и покрасил истребители «по-монопланному» в два тёмных цвета.
Флайт-лейтенант Пэттл в полёте на своём «Гладиаторе» с серийным номером L8011, зима 1939–40 гг. - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ru
Флайт-лейтенант Пэттл в полёте на своём «Гладиаторе» с серийным номером L8011, зима 1939–40 гг.
Есть также информация о машинах, получивших не соответствующую никаким стандартам окраску из тёмного зелёного и светлого коричневого цветов, но сколько было таких «полупустынных» истребителей, точно не известно. С середины 1940 года отдельные «Гладиаторы» стали получать эрзац-пустынную окраску из двух коричневых цветов (светло-коричневый в ней замещал песочно-жёлтый Middle Stone, поставки которого ещё не начались).
Нижние поверхности во всех вариантах камуфляжа несли чёрно-белые элементы быстрого опознавания, принятые тогда в английской истребительной авиации. Левые консоли крыльев (или левая половина самолёта полностью) красились в чёрный цвет, правые в белый.
За несколько месяцев до камуфляжа ввели и стандартные обозначения: две буквы кода эскадрильи по одну сторону от кокарды и одна индивидуальная по другую. И тут опять механики схалтурили, накрасив коды тем же светло-серым цветом Medium Sea Grey, что предназначался для камуфлированных самолётов. Хуже на серебре смотрелись бы только белые буквы! Первоначально за 80-й эскадрильей закрепили код «OD», но уже в начале осени 1939 года его заменили на «GK», а в конце года на «YK».
Одновременно с перекрашиванием самолётов изменили и опознавательные знаки с трёхцветных красно-бело-синих на двухцветные красно-синие, но уже весной 1940 года двухцветный «бычий глаз» оставили только на верхних поверхностях, а остальные кокарды вернули к прежнему трёхцветному виду. В последних числах мая знаки ещё раз поменяли, добавив жёлтое кольцо к фюзеляжной кокарде и накрасив красно-бело-синие вертикальные полосы на киле. Сначала триколор был достаточно узким, но осенью его “растянули” на всю поверхность киля.
Gladiator Mk.I (серийный номер L8011) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с конца 1939 по май 1940 гг. в Египте летал флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт показан по состоянию на зиму 1939–1940 гг. вскоре после нанесения зелёно-коричневого камуфляжа. Весной 1940 года окраска истребителя была обновлена, а фюзеляжную кокарду заменили на трёхцветную чуть большего диаметра - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ru
Gladiator Mk.I (серийный номер L8011) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с конца 1939 по май 1940 гг. в Египте летал флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт показан по состоянию на зиму 1939–1940 гг. вскоре после нанесения зелёно-коричневого камуфляжа. Весной 1940 года окраска истребителя была обновлена, а фюзеляжную кокарду заменили на трёхцветную чуть большего диаметра
За исключением внешнего вида самолётов, начало Второй мировой войны никак не затронуло средиземноморские части RAF, но в мае 1940 года ввиду неминуемого вступления в войну Италии их привели в полную боевую готовность.
Боевые действия на североафриканском театре военных действий начались на рассвете 11 июня, но 80-я эскадрилья была оставлена на прикрытии Александрии. В ночь на 22 июня группа итальянских бомбардировщиков провела налёт на город, и пять «Гладиаторов», один из которых пилотировал Пэттл, поднялись на перехват, но не сумели обнаружить противника и, в довершение неприятностей, попали под огонь своей зенитной артиллерии.
Hurricane Mk.I (серийный номер L1669) с демонтированным вооружением, известный лётчикам 80-й эскадрильи как «Линкор Колли» (Collie's Battleship) по имени тогдашнего командующего 202-й группы RAF знаменитого аса Первой мировой Раймонда Коллишоу (Raymond Collishaw). У «линкора» была весьма примечательная история: первый «Харрикейн» в тропическом исполнении, он прошёл «пустынные» испытания летом-осенью 1939 года, а потом использовался в экспериментах по разработке пустынного камуфляжа, в процессе которых был перекрашен в два «земляных» цвета. После мобилизации североафриканских частей RAF он был передан в 80-ю эскадрилью и, будучи единственным в Египте истребителем-монопланом, по предложению эр-коммодора Коллишоу в июне-июле 1940 года постоянно летал между разными полевыми аэродромами, играя роль целого флота современных истребителей. В числе пилотов, привлекавшихся к этим дезинформационным полётам, был и Пэттл - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ru
Hurricane Mk.I (серийный номер L1669) с демонтированным вооружением, известный лётчикам 80-й эскадрильи как «Линкор Колли» (Collie's Battleship) по имени тогдашнего командующего 202-й группы RAF знаменитого аса Первой мировой Раймонда Коллишоу (Raymond Collishaw). У «линкора» была весьма примечательная история: первый «Харрикейн» в тропическом исполнении, он прошёл «пустынные» испытания летом-осенью 1939 года, а потом использовался в экспериментах по разработке пустынного камуфляжа, в процессе которых был перекрашен в два «земляных» цвета. После мобилизации североафриканских частей RAF он был передан в 80-ю эскадрилью и, будучи единственным в Египте истребителем-монопланом, по предложению эр-коммодора Коллишоу в июне-июле 1940 года постоянно летал между разными полевыми аэродромами, играя роль целого флота современных истребителей. В числе пилотов, привлекавшихся к этим дезинформационным полётам, был и Пэттл

«Первая кровь»

29 июля был получен приказ о переводе на полевой аэродром на ливийской границе, и на следующий день флайт Пэттла первым начал перебазирование. Датой начала активных боевых действий эскадрильи стало 4 августа, когда четвёрка Пэттла вылетела на эскортирование одиночного разведчика. Над линией фронта они встретили шестёрку штурмовиков «Бреда» Ba.65, которые сразу же атаковали их подопечного. Придя на помощь экипажу «Лайсендера», лётчики «Гладиаторов» вступили в бой и (по английской версии) сразу же сбили два самолёта, один из которых стал первой победой Пэттла (на самом деле «Бреды» были только повреждены). Потом он вынужден был отойти в сторону, чтобы попытаться «оживить» два заклинивших пулемёта. В этот момент на сцену вышел итальянский эскорт – шестёрка «Фиатов» CR.42, сбившая два английских истребителя и повредившая третий, пилот которого был тяжело ранен, но сумел совершить вынужденную посадку.
Сам Пэттл в это время уворачивался от постоянных атак пятёрки CR.42. Один из итальянцев допустил ошибку, буквально «вписавшись» в прицел английского истребителя. Последовала длинная очередь из двух «рабочих» пулемётов, после которой исправным остался только один, и противник медленно перевернулся на спину и заштопорил вниз. Обстановка не позволила за ним проследить, что лётчик и отразил позже в своём рапорте – тем не менее, командование засчитало ему официальную победу.
Флайт-лейтенант Пэттл в кабине своего персонального «Гладиатора» - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ru
Флайт-лейтенант Пэттл в кабине своего персонального «Гладиатора»
Потом как-то разом атаки прекратились, и Пэттл ненадолго опять остался один в воздухе, но вскоре пришла ещё одна группа «Фиатов» CR.42. Везение не могло быть бесконечным: уходя от огня одного противника, он попал под удар другого и был вынужден воспользоваться парашютом.
Два дня спустя Пэттл был подобран в пустыне патрулём бронеавтомобилей и доставлен на аэродром, а на следующий день снова был в воздухе. 8 августа лётчик принял участие во втором серьёзном бою 80-й эскадрильи, в котором 13 её «Гладиаторов» буквально свалились на голову 16 «Фиатам» CR.42. Победителями из сражения вышли англичане, и Пэттлу тогда засчитали ещё две победы. Это были последние официально подтверждённые успехи лётчика в Западной пустыне. Всего с июня по сентябрь он выполнял боевые вылеты на дюжине разных истребителей, на его счёт были записаны четыре сбитых самолёта и один повреждённый.

Кампания в Греции

В октябре 1940 года 80-я эскадрилья была отведена в тыл и сменила свои старые и изношенные «Гладиаторы» Mk.I на чуть менее старые и совсем не изношенные «Гладиаторы» Mk.II. Если не все, то большинство этих самолётов несли стандартный «бипланный» противотеневой камуфляж для средних широт и чёрно-белые элементы быстрого опознавания Истребительного Командования. Машины прибывали без бортовых кодов, и многие из них так и остались без этих обозначений, что ничуть не мешало лётчикам наносить на такие истребители свои персональные эмблемы.
28 октября итальянская армия начала вторжение в Грецию, а в ноябре началась переброска английской авиации на новый фронт. В первую очередь там появились эскадрильи двухмоторных «Бленхеймов» (в том числе и в истребительном варианте), а из одноместных истребителей первой перелетела 80-я эскадрилья. К тому времени она при сохранении прежней численности была уменьшена с трёх флайтов до двух, при этом герой нашего рассказа сохранил за собой пост командира флайта «B».
Gladiator Mk.II (серийный номер N5832) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с декабря 1940 по февраль 1941 гг. летал в Греции флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт несёт стандартный противотеневой «бипланный» камуфляж. Бортовые коды отсутствуют, но имеется персональная эмблема лётчика – белая звезда, в центре которой расположен герб благородной, но нетитулованной семьи Пэттл - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ruGladiator Mk.II (серийный номер N5832) из состава 80-й эскадрильи RAF, на котором с декабря 1940 по февраль 1941 гг. летал в Греции флайт-лейтенант Пэттл. Самолёт несёт стандартный противотеневой «бипланный» камуфляж. Бортовые коды отсутствуют, но имеется персональная эмблема лётчика – белая звезда, в центре которой расположен герб благородной, но нетитулованной семьи Пэттл
Именно его подразделение первым прибыло в Элладу 18 ноября, а на следующее утро все девять «Гладиаторов» поднялись в воздух и совместно с тройкой греческих PZL.24 провели «наступательное патрулирование». Потом греки из-за меньшего запаса топлива были вынуждены вернуться на базу, а британская группа, в которой Пэттл был ведущим одного из звеньев, встретила около двух десятков истребителей «Фиат» CR.42 и G.50. Имея преимущество в высоте, англичане пошли в атаку, и в завязавшемся бою Пэттл одержал свои пятую и шестую победы.
В декабре ас добавил на свой личный счёт ещё восемь подтверждённых побед, в январе – одну в составе звена, а 9 февраля добился ещё одного индивидуального успеха, с учётом которого его счёт достиг 15⅓, что делает его лучшим «бипланным асом» Второй мировой войны.

На монопланах

В феврале-марте 1941 года 80-я эскадрилья прошла перевооружение на «Харрикейны». Эти самолёты несли стандартную зелёно-коричневую окраску на верхних и боковых поверхностях, а нижние в зависимости от времени выпуска и отправки на Средний Восток могли быть чёрно-белыми (ранние машины), цвета Sky (стандарт июня 1940 год) или Sky с чёрной левой плоскостью крыла (стандарт ноября 1940 – апреля 1941 гг.). При этом ещё до начала поставок «Харрикейнов» на Средиземное море местное командование RAF пришло к заключению о непригодности стандартной «небесной» краски – слишком светлой и слишком зелёной, поэтому на идущих на юг самолётах старались использовать голубую разновидность, известную как Sky Blue.
Как и в случае с «Гладиаторами» Mk.II, большинство «Харрикейнов» 80-й эскадрильи остались без кодовых обозначений, сохраняя тот анонимно-стандартный внешний вид, в котором они выходили с заводов.
Hurricane Mk.I (серийный номер V7599) из состава 80-й эскадрильи RAF. Редкий случай, когда «Харрикейн» в Греции получил полные бортовые коды - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ruHurricane Mk.I (серийный номер V7599) из состава 80-й эскадрильи RAF. Редкий случай, когда «Харрикейн» в Греции получил полные бортовые коды
Первые восемь монопланов эскадрилья получила в середине февраля, и 20 числа на одном из них Пэттл одержал свою 16-ю личную победу, а в следующие две недели ему записали ещё восемь сбитых самолётов противника, с которыми он превзошёл достижения лучших асов Битвы за Британию и сам вышел на первую строчку «рейтинга».
В середине марта командир 33-й эскадрильи, также сражавшейся в Греции на истребителях «Харрикейн», ушёл на повышение, и освободившуюся должность отдали Пэттлу, по такому случаю получившему нашивки сквадрон-лидера. Одновременно его сделали командующим авиабазы Ларисса (RAF Larissa). Но принятие асом командирских обязанностей вовсе не означало заметного снижения интенсивности его боевых вылетов, и первыми его успехами в новой должности стала одна воздушная и три «наземные» победы, которые он одержал во время вылета на штурмовку итальянского аэродрома 23 марта.
Hurricane Mk.I (серийный номер V7419) из состава 33-й эскадрильи RAF, Греция, конец марта – начало апреля 1941 года. Есть целая серия фотографий, на которых сквадрон-лидер Пэттл вместе с другими лётчиками своей эскадрильи позирует перед этим самолётом - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ruHurricane Mk.I (серийный номер V7419) из состава 33-й эскадрильи RAF, Греция, конец марта – начало апреля 1941 года. Есть целая серия фотографий, на которых сквадрон-лидер Пэттл вместе с другими лётчиками своей эскадрильи позирует перед этим самолётом
«Харрикейны» 33-й эскадрильи выглядели точно так же, как аппараты 80-й, но с одним исключением: на фюзеляжах некоторых истребителей был нанесён код эскадрильи «NW» без индивидуальной буквы. Эти обозначения были нанесены ещё до отправки самолётов в часть, и не все они достигли предполагаемого места назначения: известна фотография такой машины, которая вместо Греции попала в одну из эскадрилий ливийского фронта.

Бои с немцами и гибель

6 апреля 1941 года в истории войны на Средиземном море началась новая глава: немцы начали вторжение в Югославию и открыли боевые действия против Греции, с которой прежде поддерживали нейтралитет. Для сухопутных войск союзников ситуация на Балканах всего за несколько дней из сложной превратилась в критическую. Для авиации это был пик интенсивности действий и постоянные ожесточённые воздушные бои с новым, более сильным противником.
Сквадрон-лидер Пэттл за две недели боёв удвоил свой боевой счёт и дважды стал «асом одного дня», одержав пять личных побед 14 апреля, а затем шесть личных и одну групповую 19 апреля. При этом в последнюю неделю командир 33-й эскадрильи летал в бой с высокой температурой, наотрез отказываясь от госпитализации и практически устранившись от административных обязанностей, которые взял на себя адъютант.
Лётчики 33-й эскадрильи на фоне «Харрикейна» с серийным номером V7419. Пэттл полулежит в центре группы под фюзеляжной кокардой - Цвета военного неба: забытый герой Британской империи | Военно-исторический портал Warspot.ruЛётчики 33-й эскадрильи на фоне «Харрикейна» с серийным номером V7419. Пэттл полулежит в центре группы под фюзеляжной кокардой
В утренние и дневные часы 20 апреля Пэттл выполнил несколько боевых вылетов, после которых заявил два сбитых Bf 109 и один Ju 88. Вечером он опять взлетел по тревоге на отражение очередного немецкого налёта на Афины, несмотря на то что прямо перед этим врач намерял ему температуру в 39 градусов! По докладам ведомых, он сбил один самолёт противника (по разным свидетельствам, Ju 88 или Bf 110), а затем ему самому в хвост зашла пара «стодесятых». Подбитый «Харрикейн» аса вспыхнул и, взорвавшись, рухнул в море.
Из-за скоротечности немецкого наступления эскадрильи RAF просто не успевали сообщать наверх о своих успехах, а потом при эвакуации из Греции значительная часть документов была уничтожена, поэтому по горячим следам итоговый счёт побед аса так и не был выяснен. Если бы он выжил и остался на службе, позже этот вопрос обязательно бы уточнили и утвердили какое-то официальное число, но для мёртвых героев такие исследования были не актуальны. В первых некрологах говорилось о 23 его победах, но это было простым повторением цифры, фигурирующей в мартовском указе о награждении.
В 50-х годах историки начали работу по составлению списков побед британской авиации, и, согласно опубликованным десятилетием позже исследованиям, на счету Мармадьюка Пэттла оказалось 40 личных и четыре групповые победы. В настоящее время, после изучения всех возможных документов, это число скорректировано до не менее 50 личных и двух групповых, или 50⅔.

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...