Translate

воскресенье, 28 мая 2017 г.

«Комет» («Комета», нем. Komet) — немецкий вспомогательный крейсер


Результаты

Потопленные и захваченные суда, совместно с «Орионом»:
ДатаНазвание суднаТипПринадлежность[9]Тоннаж, брт[10]ГрузСудьба
25 ноября 1940Holmwoodгрузовое судноФлаг Новой Зеландии Новая Зеландия546потоплено артиллерией
27 ноября 1940Rangitaneпассажирский лайнерФлаг Великобритании Великобритания16 712потоплено артиллерией
6 декабря 1940Trionaгрузовое судноФлаг Австралии Австралия4 413фосфатыпотоплено артиллерией и торпедами
7 декабря 1940Vinniгрузовое судноФлаг Норвегии Норвегия5 181потоплено подрывными зарядами
7 декабря 1940Komataгрузовое судноФлаг Австралии Австралия3 900потоплено подрывными зарядами
8 декабря 1940Triadicгрузовое судноФлаг Австралии Австралия6 378потоплено подрывными зарядами
8 декабря 1940Triasterгрузовое судноФлаг Новой Зеландии Новая Зеландия6 032потоплено подрывными зарядами
В одиночку:
ДатаНазвание суднаТипПринадлежностьТоннаж, брт[10]ГрузСудьба
14 августа 1941Australindгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания5 020потоплено артиллерией
17 августа 1941Kota Nopanгрузовое судноФлаг Нидерландов Нидерланды7 322каучук, марганец, оловоприз, отправлено во Францию
19 августа 1941Devonгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания9 036потоплено подрывными зарядами
Тоннаж потопленных и захваченных «Кометом» судов составил примерно 42 000 брт (тоннаж потопленных совместно с «Орионом» судов разделён между ними).
«Комет»
Komet
«Комет», замаскированный под японский пароход
«Комет», замаскированный под японский пароход
Служба:War Ensign of Germany (1938-1945).svg Германия
Класс и тип суднаВспомогательный крейсер
Изготовитель"Дешимаг"
Спущен на воду16 января 1937 года
СтатусПотоплен 14 октября1942 года
Основные характеристики
Водоизмещение7500 т
3297 брт
Длина115,4 м
Ширина15,3 м
Осадка6,5 м
Двигатели2 × 6-цилиндровых дизеля
Скорость хода16 узлов
Дальность плавания61 000 морских миль
Автономность плавания236 дней
Экипаж267 человек
Вооружение
Артиллерия6 × 150-мм
1 × 75-мм
Зенитная артиллерия2 × 37-мм
4 × 20-мм
Минно-торпедное вооружение6 × 533-мм торпедных аппаратов
30 морских мин EMC
тка LS2
Авиационная группа2 самолёта Arado Ar 196 A-1

27 августа 1940 – командир вспомогательного крейсера «Комет» германских Кригсмарине капитан цур зее (капитан I ранга) Роберт Эйссен радиограммой поблагодарил ледокол «И. Сталин» за проводку через льды моря Лаптевых. С 13 августа по 3 сентября 1940 года советские ледоколы «Ленин», «И. Сталин» и «Л. Каганович» осуществляли проводку немецкого рейдера Северным морским путем. До ноября 1941 года рейдер «Комет» пиратствовал в Тихом и Индийском океанах, а затем и в Атлантике.



«Комет» («Комета», нем. Komet) — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-7, бывшее торговое судно «Эмс» (нем. Ems), в германском флоте обозначался как «Судно № 45», во флоте Великобритании — «Рейдер „B“».
Летом 1940 с помощью СССР прошел Северным морским путём из Северного моря в Берингов пролив и далее в Тихий океан. В 1940—1941 годах вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Тихом океане в районе Австралии и Океании. Тоннаж потопленных и захваченных им судов Антигитлеровской коалиции составил 42 000 брт.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ



Торговое судно «Эмс» было построено в Бремене фирмой «Дешимаг» для «Северогерманского Ллойда». Спущено на воду 16 января 1937 года. Одно из судов серии сухогрузов (четыре систершипа — «Драу», «Айдер», «Иллер» и «Мюр», и два полу-систершипа, «Саар» и «Мемель»)
В начале Второй мировой войны было реквизировано, переоборудовано на верфи Howaldtswerke AG во вспомогательный крейсер и в этом качестве 2 июня 1940 года пополнило ряды Кригсмарине.
Самый малый из подобных кораблей, «Комет», помимо мощного артиллерийского и минно-торпедного вооружения, имел на борту быстроходный катер, предназначенный для торпедных атак и постановки мин, и гидросамолёты.



В процессе переоборудования на «Эмсе» было установлено шесть 150-миллиметровых орудий, замаскированных откидными щитами, десять торпедных аппаратов (также под маскировочными щитами) и девять зенитных орудий. Перед выходом в плавание на борт было приняты четыреста якорных мин (значительно больше, чем это было положено по штату даже для более крупных рейдеров), быстроходный катер, специально предназначенный для скрытных минных постановок, и большой запас артиллерийских снарядов и торпед.



В специальном корабельном ангаре был также размещен гидросамолет типа «Арадо». Наличие на борту самолета позволяло рейдеру вести дальнюю разведку в море, в том числе и ледовую. Радиосвязь и радиоразведку на корабле обеспечивали шесть высококлассных радистов, свободно владеющих русским и английским языками.

Официально крейсер имел на борту большой запас топлива, который позволял ему осуществить переход по Севморпути на Тихий океан без дозаправки, Другие запасы обеспечивали автономную деятельность рейдера как в арктических, так и в тихоокеанских водах. Кстати, что еще было в трюмах рейдера, вообще неизвестно.

Руководителем этой ответственной экспедиции был назначен капитен цур зее Роберт Эйссен, который еще в годы Первой мировой войны на борту вспомогательного крейсера «Метеор» участвовал в нескольких боевых походах к берегам Мурмана, а в июне 1915 года ставил мины в Горле Белого моря. Позднее Р. Эйссен был назначен командиром уже нового «Метеорa», специально построенного для проведения исследований в условиях Арктики. Он хорошо изучил особенности плавания в арктических водах, когда занимался гидрологическими работами у границы льдов Гренландии и Исландии,

Еще на совещаниях 30 декабря 1939 года и 2 января 1940 года Главком ВМФ Германии гросс-адмирал Эрих Редер доложил Гитлеру о необходимости во имя спасения 35 немецких судов, застрявших в портах стран Юго-Восточной Азии, использовать Севморпуть, абсолютно в то время закрытый для плавания иностранных судов.
Далее получилось так, что основной частью выполнения плана «Зеленый случай» была признана необходимость прохода в летнюю навигацию 1940 года по Севморпути от Мурманска до Берингова пролива какого-нибудь немецкого рейдера.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПЕРВЫЙ ПОХОД

Под командой капитана цур зее Роберта Эйссена корабль вечером 3 июля 1940 года покинул Готенхафен и, в сопровождении сил охранения, направился через Датские проливы вдоль побережья Норвегии на север. В Кристиансанне он дозаправился топливом и пресной водой и переждал тревогу, вызванную появлением западнее Скагеррака британских военных кораблей.

Девятого июля «Комет», уже как советский ледокольный пароход «Семен Дежнев», вышел из Вергена и направился на восток. Вообще наименование рейдера в зависимости от районов плавания постоянно менялось. Фактически, у него на борту находилось не менее пяти комплектов судовых документов, в том числе для советских пароходов «Семен Дежнев» и «Дунай», германского теплохода «Донау» и японского парохода «Токио-Мару».

В соответствии с утвержденным планом переход «Комета» по арктическим морям должны были обеспечивать ледоколы Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП). Для этого уже 15 июля в бухте Варнека (остров Вайгач) рейдер должен был принять на борт советских ледовых лоцманов. Но срок начала перехода по Севморпути неожиданно изменился. Вероятно, это было связано с тем, что в состав экспедиции особого назначения (ЭОН-10) входила наша подводная лодка Щ-423, которая, возможно» еще не была готова к арктическое переходу.
Поэтому еще в районе Нордкапа Эйссен получил радиограмму от руководства ГУ СМП о задержке выхода в Арктику, «Комету» было предложено зайти в Мурманск, где и дожидаться начала проводки. Но Эйссен категорически отказался от этого предложения, мотивируя невозможность посещения советского заполярного порта нарушением соблюдения секретности перехода «Комет» по Севморпути. И, как следствие, «Комет» примерно на две недели «задержался» у северного побережья Норвегии, где за это время он успел встретиться еще с одним рейдером — тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер», а затем сопроводил в финский порт Петсамо финский же пароход «Эстер Торден».

Для перехода «Комет» была изначально подготовлена надежная легенда прикрытия. Она предусматривала, что Норвежское и Баренцево моря германский рейдер будет проходить замаскированным под новый советский ледокольный пароход «Семен Дежнев».
Для этого некоторые отличия силуэта немецкого вспомогательного крейсера от силуэта советского ледокольного парохода устранялись с помощью парусиновых обвесов и других специальных приспособлений, изготовленных еще на верфи «Ховалвдтсверке». Там же были изготовлены другие дополнения в этот «джентльменский набор», которые позволяли весьма существенно изменять силуэт рейдера за счет изменения высоты мачт, формы и высоты дымовой трубы, а также количество колонок грузовых стрел.
Все это позволяло океанскому оборотню полностью менять свой силуэт. Более того, для надежного прикрытия «Лже-Дежнева» в советских водах руководство ГУ СМП вообще убрало из акватории Баренцева моря настоящего «Дежнева», кардинально изменив планы летней эксплуатации этого судна, Действительно, вместо того чтобы работать на трассе Мурманск — Шпицберген в интересах советского треста «Арктикуголь», «Дежнев» был отправлен в Карское море для доставки снабжения на самые отдаленные полярные станции этого региона. Таким образом, была создана идеальная легенда прикрытия для германского рейдера, так как, с одной стороны, новый советский ледокольный пароход вообще уходил из Баренцева моря (от лишних «глаз»), а с другой — шел в тех же районах Карского моря, где следовал и его немецкий двойник.

Замаскированный под советский ледокольный пароход «Дежнёв», корабль обогнул мыс Нордкап и достиг района севернее острова Колгуев. Там, занимаясь боевой подготовкой экипажа и гидрографическими исследованиями, некоторое время ожидал подхода советских судов, которые должны были его сопровождать на следующем участке пути.
Из-за сложной ледовой обстановки встреча с советскими ледоколами несколько раз откладывалась. Наконец, 13 августа радиограмма из Берлина сообщила, что ледокол «Ленин» будет ждать их в проливе Маточкин Шар.



На следующий день, не обнаружив в точке рандеву обещанного судна сопровождения, Эйссен без лоцмана вошёл в пролив и здесь выяснилось, что «Ленин» с караваном судов ушёл уже неделю назад. Приняв на борт двух советских лоцманов, «Комет» (на этот раз в качестве торгового судна «Донау») продолжил путь по Карскому морю, однако вскоре опять вынужден был вернуться, так как ледокол был уже далеко и находиться тут было небезопасно.



19 августа было получено разрешение следовать дальше, но только 25 числа произошла встреча с ледоколом «Ленин», который провёл их в море Лаптевых, где передал «Комет» ледоколу «Иосиф Сталин». С трудом пробившись через участок покрытый льдами, по свободной воде «Комет» продолжил путь до пролива Санникова самостоятельно. Здесь его встретил ледокол «Малыгин», однако, из-за малой скорости хода последнего, Эйссен на свой страх и риск отказался от его услуг.


Технические параметры

  • Размеры: длина 115,4 м, ширина 15,3 м, осадка 6,5 м
  • Водоизмещение: 7500 т (3297 брт)
  • Одна палуба, 4 грузовых люка
  • ГЭУ: 2 × 6-цилиндровых двухтактных дизеля MAN (3900 л. с.)
  • Максимальная скорость: 16 узлов
  • Запас топлива: 2485 т
  • Дальность плавания: 61 000 миль при 9 уз.,
  • Автономность плавания: 236 дней
В начале Второй мировой войны было реквизировано, переоборудовано на верфи Howaldtswerke AG во вспомогательный крейсер и в этом качестве 2 июня 1940 года пополнило ряды Кригсмарине.
Самый малый из подобных кораблей, «Комет», помимо мощного артиллерийского и минно-торпедного вооружения, имел на борту быстроходный катер, предназначенный для торпедных атак и постановки мин, и гидросамолёты.

Вооружение

схема вооружения
  • 6 × 150-мм С/16 L/45 (боезапас 1500 шт.)
  • 1 × 75-мм Schneider-Creusot L/35
  • зенитные спаренные 2 × 37-мм С/30 L/83 (боезапас 4000 шт.)
  • зенитные автоматы 4 × 20-мм С/30 L/65 (боезапас 8000 шт.)
  • 30 мин EMC
  • 2 сдвоенных палубных и 2 подводных (траверзных) торпедных аппарата 533-мм[2] (боезапас 24 торпеды)
  • малый катер «Метеорит» (тип LS2)
  • 2 самолёта Ar.196A-1
Экипаж — 267 человек (включая 17 офицеров).

Пройдя между Медвежьими островами он был встречен ледоколом «Каганович» и продолжил путь по Восточно-Сибирскому морю в его сопровождении. Дальнейшее продвижение на восток осуществлялось в условиях тяжёлой ледовой обстановки. В ночь на 1 сентября на «Комете» произошла поломка рулевого управления, однако силами своих механиков её удалось устранить.

Когда суда уже вышли на чистую воду и находились в районе острова Айон, была принята радиограмма от начальника Главсевморпути И. Д. Папанина с требованием вернуть немецкий корабль назад под предлогом того, что в районе Берингова пролива появились враждебные Германии корабли. Эйссен подчиниться отказался и, в конце концов, разрешение следовать дальше на восток было получено. «Комет» продолжил оставшийся путь в одиночку и в начале сентября прошёл Берингов пролив. Во время непродолжительной остановки в безлюдной бухте Анадырь шедший до этого под японским флагом «Комет» вновь замаскировался в советский «Дежнёв» и 10 сентября 1940 вышел в Тихий океан.
Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике.

Переход по Северному морскому пути «Комет» совершил за рекордно короткий срок — всего за 23 суток, из которых только пятнадцать были ходовыми. Обычно на такой переход караваны советских кораблей и судов затрачивали не менее 26 ходовых суток.
А в это время настоящий "Семен Дежнев", действительно побывав в 15 отдаленных арктических пунктах, в ноябре вернулся в Мурманск и в начале декабря 1940 года ушел на Шпицберген для работы в Айс-фьорде по планам треста «Арктикуголь».
Хотя в целом скрытность и секретность перехода «Комета» в Тихий океан была сохранена, но некая информация все же достигла Британских островов.

Так, 2 ноября 1940 года в одной из английских газет появилась статья о проводке Северным морским путем с запада на восток подводной лодки и германского парохода, которые несомненно рассматривались как один отряд судов Кригсмарине. О последствиях, которые повлек за собой выход в свет этой информации, мы узнаем ниже.

Направляясь в отведённый ему район крейсирования, «Комет» выдержал сильный шторм и 30 сентября 1940 подошёл к Каролинским островам. Через два дня при посадке разбился имевшийся у него на борту гидроплан, что существенно уменьшило его разведывательные возможности.
Возле острова Ламотрек Кригсмарине назначило «Комету» рандеву с другим вспомогательным крейсером — «Орионом». 14 октября возле этого острова крейсер встретился с судном снабжения «Кульмерланд», 18 октября к ним присоединился «Орион» с транспортом «Регенсбург». На совещании капитаны судов запланировали совместные действия в течение следующего месяца.


Немецкий рейдер "Комет", замаскированный под японское судно

29 октября «Комет» (замаскированный под японский пароход «Манийо Мару»), «Орион» («Майебашу Мару») и «Кульмерланд» («Токио Мару») в качестве разведывательного судна взяли курс в район острова Науру, рассчитывая найти там подходящие цели и разрушить фосфатные разработки на самом острове. Свою первую за весь поход потенциальную жертву — американский теплоход «Таун Элвуд» — пришлось отпустить, так как Америка ещё сохраняла нейтралитет и военных грузов на борту судна не было. Следующую цель, новозеландский пароход «Холмвуд», потопили артиллерией, предварительно сняв команду. Через два дня — новая цель, британское пассажирско-рефрижираторное судно «Рэнгитин». Судно отказалось остановиться, передало в эфир предупреждение и, в соответствии с указаниями Кригсмарине, было потоплено орудийным огнём. Встреченное по пути к Науру ещё одно судно, австралийский пароход с грузом фосфатов «Трейона», было остановлено, экипаж был снят, судно потоплено торпедой.

На стоянке в Науру было обнаружено ещё три судна: норвежский транспорт «Винни», новозеландский «Тристар», австралийские «Комата» и «Трюайдек», они также были потоплены, экипажи предварительно сняты. 8 декабря соединение германских кораблей было готово обстрелять порт Науру, но погода не позволила этого сделать. Корабли отошли к острову Эмирау и высадили там пленных. С этого момента пути кораблей разошлись: «Комет» пошёл к Рабаулу, «Орион» в связи с требующимся небольшим ремонтом вернулся к Ламотреку, а «Кульмерланд», выполнив своё назначение, ушёл в Японию.
Пропажа потопленных немцами судов не прошла незамеченной, в территориальных водах Австралии и Новой Зеландии было объявлено военное положение, началось патрулирование морских коммуникаций.

Эйссен через некоторое время вернулся к идее уничтожения промышленных и портовых сооружений на Науру, акции вполне в духе немецких рейдеров времён Первой мировой войны. Подойдя к острову, он 27 декабря 1940 года направил туда своих представителей для предупреждения властей острова, с тем, чтобы избежать возможных жертв, и одновременно угрозой физического уничтожения пресечь возможную попытку местных радистов выйти в эфир. Администрация Науру приняла эти условия.
«Комет» в течение часа из всех орудий обстреливал остров: склады, хранилища топлива, промышленные объекты. Обстрел привёл к большим разрушениям и пожарам. Поставки фосфатов на несколько месяцев прекратились.



Нападение на Науру вызвало большой международный резонанс, в том числе и в Японии — она тоже сильно зависела от этого ценного сырья, которого надолго лишилась из-за этой акции. Правительство Японии заявило, что эти действия германского рейдера ставят под вопрос обслуживание немецких судов в японских базах. Как следствие этого, Эйссен получил выговор от руководства Кригсмарине, носивший, впрочем, формальный характер. Незадолго до этого, 1 января 1941 года, ему было присвоено звание контр-адмирала.

Учитывая активизацию действий флотов союзников в этом районе, было принято решение передислоцироваться в Индийский океан.

1 января 1941 года «Комет» двинулся на запад. Переход осуществлялся по морю Росса, у самой кромки Антарктиды, в надежде встретить китобойные суда противника, однако попадались лишь японские промысловики.

На острове Кергелен были обнаружены большие запасы продовольствия, брошенные из-за войны; они пополнили трюмы «Комета». Во время стоянки был также произведён осмотр корпуса судна. 11 марта корабль отправился на рандеву с «Пингвином», который находился в Индийском океане вместе с судном снабжения «Альстериор» и своим вспомогательным судном «Адъютант». Затем шесть недель находился в восточной части Индийского океана, но так и не встретил ни одного судна противника. 8 мая он переместился ещё восточнее — на коммуникации между Австралией и Коломбо.

После гибели «Пингвина», вспомогательное судно последнего «Адъютант» присоединилось к «Комету», было оборудовано для постановки мин и направлено к Новой Зеландии. После постановки мин вблизи Веллингтона оно 1 июля вновь присоединилось к «Комету», но из-за неполадок в двигателе вскоре было затоплено.

В середине июля «Комет» пополнил запасы топлива и продовольствия от судна снабжения «Аннелиз Эссбергер», после чего повернул на восток.

14 августа 1941 года на пути к Чили «Комет» обнаружил и потопил британское судно «Остралинд». Через три дня он встретил голландский теплоход «Кота Нопан» с ценным грузом — каучуком, оловом и марганцевой рудой. На него была направлена призовая команда и оба судна продолжили свой путь в Европу. Ещё через двое суток был потоплен британский пароход «Девон».

В западной части Тихого океана «Комет» встретился с «Атлантисом» и с судном снабжения «Мюнстерланд» шедшим из Иокогамы. Пополнив запасы топлива и продовольствия, «Комет», замаскировавшись под португальский пароход «Тома» вместе с «Кота Нопан» обогнул мыс Горн. Здесь они разделились и направились в Европу. 6 ноября «Комет» находился в 180 милях от прорывателя блокады «Оденвальд», экипаж которого затопил своё судно, чтобы избежать его захвата противником.

16 ноября 1941 во Францию успешно пришёл «Кота Нопан», а 26 ноября, встреченный своими подводными лодками, прибыл в Шербур и «Комет». 28 ноября он с мощным охранением прошёл Ла-Манш и 30 ноября 1941 был уже в Куксхафене, затем перешёл в Гамбург. Экипажу была организована торжественная встреча, в Берлине в присутствии нацистского руководства прошло чествование моряков.



Совершив кругосветное путешествие, «Комет» провёл в плавании 516 дней и оставил за кормой в общей сложности около 87 000 миль в четырёх океанах.

ВТОРОЙ ПОХОД И ГИБЕЛЬ

Второй поход с новым экипажем под командой капитана цур зее Ульриха Брокзина начался в осенью 1942.
Всего лишь через неделю после выхода из Гамбурга «Комет», несмотря на сильное охранение, был атакован британскими торпедными катерами в Ла-Манше у мыса Хога на траверзе Шербура. Две торпеды, выпущенные катером MTB 236, попали в корабль, после чего сдетонировали боеприпасы; судно раскололось на две части и ушло на дно. Погиб 251 человек, спасённых не было.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4 июля 2006 года останки рейдера «Комет» были обнаружены исследователем Иннесом Маккартни (англ. Innes McCartney) в Ла-Манше на глубине 70 метров. Было установлено, что в результате взрыва корабль разломился пополам и перевернулся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...