Translate

воскресенье, 28 мая 2017 г.

«Пингвин» (нем. Pinguin) — немецкий вспомогательный

«Пингвин»
Pinguin
Вспомогательный крейсер «Пингвин», замаскированный под греческое судно «Кассос»
Вспомогательный крейсер «Пингвин», замаскированный под греческое судно «Кассос»
Служба:War Ensign of Germany (1938-1945).svg Германия
Класс и тип суднаВспомогательный крейсер
ИзготовительAG Weser
Спущен на воду12 ноября 1936 года
СтатусПотоплен 8 мая 1941 года
Основные характеристики
Водоизмещение17 600 т
17 766 брт
Длина155 м
Ширина18,7 м
Осадка8,7 м
Двигатели2 × 6-цилиндровых дизеля
Мощность7600 л. с. (5,6 МВт)
Движитель2
Скорость хода17 узлов (31,5 км/ч)
Дальность плавания60 000 морских миль
Автономность плавания207 суток
Экипаж401 человек
Вооружение
Артиллерия6 × 150-мм
1 × 75-мм
Зенитная артиллерия2 × 37-мм
4 × 20-мм
Минно-торпедное вооружение2 × 2 ТА
380 мин
Авиационная группа2 × He.114B
позднее 1 × Ar.196A-1
«Пингвин» (нем. Pinguin) — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войныHSK-5, бывший сухогруз «Кандельфельз» (нем. Kandelfels), в германском флоте обозначался как «Судно № 33», во флоте Великобритании — «Рейдер „F“».
В 19401941 годах вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Индийском океане и у берегов Антарктиды. Один из самых успешных рейдеров кригсмарине. Тоннаж потопленных и захваченных им судов составил 136 000 брт.

История создания

Грузовое судно «Кандельфельз» было построено на верфи «АГ Везер» («Дешимаг») в Бремене в 1936 году. Первое судно серии из двух сухогрузов. Систершип — сухогруз «Кибфельз». Продолжение серии включало в себя судно «Гольденфельз» (впоследствии переоборудованное во вспомогательный крейсер «Атлантис»).

Технические параметры[править | править вики-текст]

  • Размеры: длина 155 м, ширина 18,7 м, осадка 8,7 м
  • Водоизмещение: 17 600 т (7 766 брт)
  • Две палубы, 6 грузовых люков
  • ГЭУ: 2 × 6-цилиндровых дизеля MAN (7 600 л. с.)
  • Максимальная скорость: 17 узлов
  • Запас топлива: 3000 т
  • Автономность плавания: 60 000 миль при 12 уз., 207 дней
Использовалось «Линией Ганза» для грузоперевозок из Восточной Азии и Индии. Из последнего коммерческого рейса судно вернулось 1 сентября 1939 года.
В конце 1939 года было реквизировано кригсмарине и переоборудовано фирмой «Дешимаг» во вспомогательный крейсер. Для его оснащения частично использовалось вооружение, снятое со старого линкора «Шлезиен».

Вооружение[править | править вики-текст]

  • 6 × 150-мм С/16 L/45 (боезапас 1 800 шт.)
  • 1 × 75-мм Schneider-Creusot L/35
  • зенитные спаренные 2 × 37-мм С/30 L/83 (боезапас 4 000 шт.)
  • зенитные автоматы 4 × 20 мм С/30 L/65 (боезапас 8 000 шт.)
  • 380 мин EMC
  • 2 сдвоенных торпедных аппарата 533-мм (боезапас 16 торпед)
  • 2 самолёта He.114B (с марта 1941 — 1 Ar.196A-1)
  • для передачи на подлодки — 25 торпед и 80 мин TMB
Кроме того была установлена более мощная радиостанция и новое штурманское оборудование.
Экипаж — 401 человек (включая 22 офицера, из них 5 — призовых).

Боевые действия

Рейдерский поход

Атлантика

«Пингвин» стал одним из первых вспомогательных крейсеров Германии во Второй мировой войне. 15 июня 1940 года под командованием капитана цур зее[1] Эрнста-Феликса Крюдера он покинул Готенхафен.
Миновав пролив Скагеррак, «Пингвин», замаскированный под советское судно «Печора», вдоль западного побережья Норвегии двинулся на север. По пути он подвергся атаке британской субмарины, но благодаря преимуществу в скорости избежал нежелательных последствий. Пройдя Датским проливом в Атлантику, он (уже в качестве греческого парохода «Кассос») прибыл в отведённый ему в южных водах сектор патрулирования. По пути ОКМ организовало ему встречу с немецкой подводной лодкой, которая получила от «Пингвина» топливо и торпеды.
Первой его жертвой стал британский сухогруз «Доминго де Ларринага». Заметив рейдер, капитан судна передал в эфир сообщение об атаке и попытался увести корабль. Артиллерийским огнём судно было остановлено, на него высадилась абордажная команда. Подрывные заряды не сработали, из-за чего судно пришлось потопить торпедой.

Индийский океан

Обогнув мыс Доброй Надежды, «Пингвин» направился на север. Здесь пилот гидросамолета, имевшегося на борту рейдера, заметил норвежский танкер «Филефьелль». Судно было перехвачено и взято под управление призовой командой. Тут же был замечен ещё один танкер, «Бритиш Коммандер». Он отказался подчиниться требованию остановиться, был обстрелян и потоплен торпедой. В течение этих суток было перехвачено и потоплено ещё одно судно — норвежский пароход «Морвикен». «Филефьелль» также в конце концов решено было затопить. Замаскировавшись под пароход «Трафальгар», «Пингвин» продолжил свой путь.
В начале сентября потерпел аварию гидросамолёт, из-за чего пришлось собирать имевшийся в разобранном виде запасной, что заняло несколько дней. По пути к Мадагаскару был встречен британский сухогруз «Бенавон». В завязавшейся артиллерийской перестрелке один из его снарядов пробил борт «Пингвина», но не разорвался. Сам «Бенавон» был расстрелян гораздо более мощной артиллерией рейдера. Погибло более двадцати человек из команды судна, включая капитана. Пробыв несколько дней возле Мадагаскара, Крюдер направил свой корабль на восток. По пути был захвачен норвежский пароход «Нордвард» с грузом пшеницы. Пересадив на него пленных, Крюдер отправил «Нордвард» с призовой командой в Германию.
Пережив сильный шторм, «Пингвин» подошёл к Австралии.

Минные постановки у берегов Австралии

7 октября был захвачен норвежский танкер «Сторстад». Экипаж был с него снят, а само судно было оборудовано для установки минных заграждений и получило название «Пассат».
Дальнейший путь «Пингвина» пролёг вдоль западного побережья австралийского континента. Им были поставлены мины возле НьюкаслаСиднея, у берегов штата Новый Южный Уэльс, перед гаванью Хобарт в Тасмании. «Пассат» под командой лейтенанта Варнинга заминировал пролив между Австралией и Тасманией. 15 ноября корабли встретились и направились на юг. Из сообщений по радио Крюдер узнал, что на минах подорвались два судна, в том числе американское «Сити оф Рейвилль» (одно из первых американских судов, погибших в результате боевых действий во Второй мировой войне). Через месяц командование кригсмарине сообщило о награждении капитана Рыцарским крестом.
18 ноября было потоплено британское судно «Наушера», 20 ноября был обнаружен и потоплен рефрижератор «Маймоа», на следующий день та же участь постигла «Порт Брисбен» — вооружённый пароход, спешивший на помощь «Маймоа».
24 ноября 1940 года командование приказало «Пингвину» направляться в район китобойных промыслов к острову Буве.

Антарктика[править | править вики-текст]

Направляясь в назначенный ему район, «Пингвин» встретил и потопил рефрижератор «Порт Веллингтон». Количество пленных на борту к этому времени превысило 400 человек, что создавало серьёзные проблемы, и Крюдер принял решение отправить их на «Пассате» в Германию. По пути домой танкер дозаправил рейдер «Атлантис», передал часть топлива вспомогательному танкеру «Нордмарк» и благополучно прибыл в один из портов оккупированной Франции.
«Пингвин» подошёл к берегам Антарктиды, в район китобойных промыслов. В начале января радист перехватил переговоры норвежских китобоев: недалеко находились две большие плавучие китобойные базы, «Оле Веггер» и «Пелагос», а в 400 милях восточнее ещё одна — «Торсхаммер».
14 января 1941 года рейдер провёл свою самую успешную операцию. В течение двух дней без единого выстрела был захвачен китобойный флот в составе плавбаз «Оле Веггер» и «Пелагос» с 22 тыс. тонн китового жира, 11 небольших китобойных судов и направленный к ним танкер «Солглимт» с 10 тыс. тонн топлива.
Один из китобоев был переименован в «Адъютанта» и превращён во вспомогательный корабль. «Солглимт» и «Пелагос» были отправлены с призовыми командами в Европу, а «Пингвин» с остальными трофеями направился на встречу с «Нордмарком» и «Дюкезой» (судном-рефрижератором, захваченным «Адмиралом Шеером»). Для комплектования призовых команд у «Пингвина» не было достаточного количества офицеров, но на помощь ему пришёл «Адмирал Шеер», часть офицеров которого перешла на захваченные суда. В марте 1941 года они прибыли в Бордо (за исключением двух китобоев, затопленных экипажами при угрозе захвата кораблём ВМФ Великобритании «Скарборо»). Количество присланного китового жира соответствовало количеству маргарина, произведённого в Германии за несколько месяцев, а китобоев оказалось достаточно для формирования флотилии охотников за подводными лодками.[2]
18 февраля «Пингвин» встретился с транспортом «Алстертор», передавшим почту и другие грузы, включая новый самолёт. Затем направился к Кергелену, где пополнил запасы пресной воды, произвёл осмотр корпуса, мелкий ремонт и замаскировался под норвежский пароход «Тамерлан».
25 февраля рейдер направился на рандеву с захваченным «Атлантисом» судном «Кетти Бровиг», которое планировалось использовать в качестве минного заградителя, однако в месте встречи его ждал «Оле Якоб», другой трофей «Атлантиса». Выяснилось, что «Кетти Бровиг» пришлось затопить. Для поиска подходящего судна Крюдер направился на север.

Бой с «Корнуоллом» и гибель

25 апреля «Пингвин» остановил и захватил «Эмпайр Лайт», однако воспользоваться им не смог из-за повреждений, и судно пришлось затопить. 29 апреля был потоплен «Клан Бьюкенен». Затем Крюдер направил корабль к Сейшельским островам.
7 мая «Пингвин» в северо-западной части Индийского океана обнаружил подходящее судно. Это был танкер «Бритиш Эмперор». Несмотря на предупредительные выстрелы, он начал уходить, передав в эфир радиограмму, принятую британским тяжёлым крейсером «Корнуолл». Крюдер вынужден был отдать приказ потопить танкер.
На следующий день, 8 мая 1941 года, рейдер был замечен самолётом с «Корнуолла». Корабль был хорошо замаскирован под норвежский транспорт, однако у пилота вызвало подозрение то, что никто из команды не вышел на палубу поприветствовать самолёт.[3] Наведённый на корабль крейсер «Корнуолл», несмотря на ожесточённое сопротивление, потопил его. От залпа 203-мм орудий сдетонировали 130 остававшихся на борту «Пингвина» мин, и в точке с координатами 03°50′ с. ш. 53°50′ в. д.HGЯO рейдер ушёл на дно. Он стал первым немецким вспомогательным крейсером, потопленным союзниками во Второй мировой войне. Вместе с кораблём погибло 532 человека, включая 200 пленных с потопленных им судов. «Корнуолл» спас 53 члена команды «Пингвина» и 22 пленных. Капитана Крюдера среди спасённых не оказалось. На «Корнуолле» погиб один человек.
«Адъютант» под командованием лейтенанта Геммера впоследствии перешёл в подчинение вспомогательному крейсеру «Комет» и произвёл постановку мин у побережья Новой Зеландии (потопленных судов не было).

Результаты[править | править вики-текст]

Потопленные и захваченные суда:
ДатаНазвание суднаТипПринадлежностьТоннаж, брт[4]ГрузСудьба
31 июля1940Domingo de Larrinagaгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания5 358зернопотоплено торпедой
27 августа1940FilefjellтанкерФлаг Норвегии Норвегия6 901бензин, нефтьпотоплен подрывными зарядами
27 августа1940British CommanderтанкерФлаг Великобритании Великобритания5 008потоплен торпедой
27 августа1940Morvikenгрузовое судноФлаг Норвегии Норвегия7 616потоплено подрывными зарядами
12 сентября1940Benavonгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания5 872каучукпотоплено артиллерией после перестрелки
16 сентября1940Nordvardгрузовое судноФлаг Норвегии Норвегия4 111пшеницаприз, отправлен в Бордо
7 октября1940StorstadтанкерФлаг Норвегии Норвегия8 99814 000 тонн дизельного топливаприз, превращён во вспомогательный минный заградитель «Пассат»
19 ноября1940Nowsheraгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания7 920потоплено подрывными зарядами
20 ноября1940MaimoaрефрижераторФлаг Великобритании Великобритания10 123замороженное мясо, масло, топлёный жир, яйцапотоплено подрывными зарядами
21 ноября1940Port Brisbaneгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания8 739потоплено торпедой
30 ноября1940Port WellingtonрефрижераторФлаг Великобритании Великобритания8 3034 000 тонн замороженного мясапотоплено подрывными зарядами после артиллерийской перестрелки
14 января1941Ole Weggerкитобойная базаФлаг Норвегии Норвегия12 201китовый жирприз, отправлен во Францию
14 января1941Pol VIIкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия335приз, отправлен во Францию
14 января1941Pol VIIIкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия300приз, отправлен во Францию
14 января1941Pol IXкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия335приз, превращён во вспомогательный корабль «Адъютант»
14 января1941Pol Xкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия335приз, отправлен во Францию
14 января1941SolglimtтанкерФлаг Норвегии Норвегия12 24610 000 тонн топливаприз, отправлен во Францию
14 января1941Pelagosкитобойная базаФлаг Норвегии Норвегия12 083китовый жирприз, отправлен во Францию
14 января1941Star XIVкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия250приз, отправлен во Францию
14 января1941Star XIXкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия250приз, отправлен во Францию, затоплен командой при угрозе захвата ВМС Великобритании
14 января1941Star XXкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия250приз, отправлен во Францию
14 января1941Star XXIкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия300приз, отправлен во Францию
14 января1941Star XXIIкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия305приз, отправлен во Францию
14 января1941Star XXIIIкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия355приз, отправлен во Францию
14 января1941Star XXIVкитобойное судноФлаг Норвегии Норвегия360приз, отправлен во Францию, затоплен командой при угрозе захвата ВМС Великобритании
25 апреля1941Empire Lightгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания6 828потоплено подрывными зарядами
28 апреля1941Clan Buchananгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания7 266потоплено подрывными зарядами
7 мая 1941British EmperorтанкерФлаг Великобритании Великобритания3 663потоплен артиллерией
Подорвалось на минах, поставленных «Пингвином» и «Пассатом»:
ДатаНазвание суднаТипПринадлежностьТоннаж, брт[4]ГрузСудьба
Nimbinгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания1 052подорвалось на мине и затонуло
Cambridgeгрузовое судноФлаг Великобритании Великобритания10 846подорвалось на мине и затонуло
City of Rayvilleгрузовое судноФлаг США США5 883подорвалось на мине и затонуло
HerfordтраулерФлаг Великобритании Великобритания285подорвалось на мине и затонуло
За 10 ½ месяцев плавания «Пингвин» захватил и потопил 28 судов, общий тоннаж составил примерно 136 000 брт. Четыре судна подорвалось на минах (около 18 000 брт).[5]

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...