Translate

воскресенье, 28 мая 2017 г.

«Атла́нтис» (нем. Hilfskreuzer Atlantis)[2] — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны.

«Атла́нтис» (нем. Hilfskreuzer Atlantis)[2] — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны.

Подготовка к походу

Грузовое судно «Гольденфельс» (Золотая Скала) было построено в 1937 году на бременской верфи «Bremer Vulkan» для судовладельческой компании «Hansa Line». Судно водоизмещением 17600 тонн с одной дымовой трубой в средней части, развивавшее скорость до 17,5 узлов, обладало 155-метровой длиной; 18,7-метровой шириной и 8,7-метровой осадкой[4]. После начала войны оно было реквизировано ВМФ Германии. Перестройка судна во вспомогательный крейсер началась 5 сентября 1939 года под руководством корветтен-капитана Бернхарда Рогге на бременской верфи «Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG». В процессе работ возникали проблемы планировки (из-за уничтожения после Версальского договора документов, связанных с рейдерами Первой мировой войны, рейдеры проектировались заново) и снаряжения (во многом из-за секретности проекта) корабля. Решая их, Рогге дважды посетил корветтен-капитана Нергера, командовавшего вспомогательным крейсером «Волк» во время прошлой войны; также он консультировался с командирами других перестраиваемых рейдеров на верфи «Blohm + Voss» в Гамбурге[5].
Корабль был оборудован: двумя шестицилиндровыми дизельными двигателями MAN, дававшими возможность пройти 60 000 миль без дополнительной бункеровки; шестью 150- и одним 75-миллиметровым (для предупредительных выстрелов) орудиями; двумя спаренными 37-миллиметровыми и четырьмя 20-миллиметровыми зенитными орудиями; четырьмя торпедными аппаратами; девяносто двумя морскими минами EMC[1]; двумя самолётами Heinkel He 114 в переделанном под ангар трюме № 2 (второй самолёт, несмотря на протесты Рогге, был передан рейдеру в разобранном виде с мотивировкой о их нехватке в рейхе); фальшивыми бортами, с помощью системы противовесов открывавшимися вверх; ложной разбираемой дымовой трубой; телескопическими мачтами; деревянными орудиями; ложными орудийными платформами; большими ящиками, изображавшими палубный груз[5].
В июле 1939 года капитан Рогге получил назначение в случае начала войны принять командование над «HSK 2». В конце месяца он был назначен командиром учебного парусного судна «Альберт Лео Шлагетер», занимавшегося подготовкой старшин на Балтийском море. 25 августа «Шлагетер» получил приказ вернуться в порт, в первых числах сентября Рогге отправился в Бремен. Там он получил досье на всех членов будущего экипажа, которые в целях секретности были поселены в казарму школы старшин Бремерхафена. На пост старшего помощника был назначен профессор истории искусств, чьи знания в военно-морском деле не устроили Рогге[5]. Дружба с корветтен-капитаном Винтером из отдела должностей офицерского состава в Вильгельмсхафене позволила Рогге выпросить на эту должность полиглота и доктора философии Ульриха Мора, сына своего друга, назначенного на плавучую базу[6]. Первым офицером стал капитан-лейтенант Эрих Кюн; штурманом — капитан торгового флота Пауль Каменц, артиллерийским офицером — лейтенант Лоренц Кэш. Также на корабль были назначены несколько капитанов и старпомов торгового флота, которые должны были вести к родным берегам призовые суда. Больше ста первоначально приписанных к кораблю старшин и матросов, по настоянию Рогге, были заменены; в частности, он добился перевода на рейдер с Балтики двенадцати старшин «Шлагетера». Экипаж был размещён на корабле следующим образом: каждый офицер получил отдельную каюту; главстаршины жили в каютах по одному или по двое; старшины расположились в кубриках на 4 или 8 человек; матросы спали в кубриках на 18—50 человек по возможности рядом с боевым постом, 50 из них получили гамаки, остальных смогли разместить на койках[5].
19 декабря 1939 года, после 14 недель на верфи и почти 400 000 затраченных человеко-часов, коммерческий рейдер был введён в строй под данным ему Рогге именем «Атлантис». Через 2 дня, когда 80 % экипажа уже находилось на борту, корабль провёл первые мореходные испытания на Везере. 28 декабря «Атлантис» вышел из Бремена в Киль и ночью сел на мель. Через 6 часов прилив освободил рейдер, однако судьба капитана висела на волоске: за четверть века до этого севший на мель у немецких берегов «Волк» лишился капитана с мотивировкой «невезучий». Однако, несмотря на суеверность фюрера, Рогге не пострадал от ошибки лоцмана[6]. 31 января в обстановке секретности корабль проинспектировал гросс-адмирал Редер. К началу весны «HSK 2» был готов к походу, в целях контрразведки Рогге заказал установку мишеней у Пиллау. 11 марта вместе с «Орионом» и «Виддером» «Атлантис» прошёл через Кильский канал под камуфляжем, после чего бросил якорь в небольшом заливе Зюдерпип на западном побережье Шлезвиг-Гольштейна[5]. Там была снята вторая труба и рейдер был замаскирован под 5749-тонное норвежское судно «Кнут Нельсон»[no][1].

Боевые действия

Рейдерский поход

Крест над могилой Бернхарда Херманна, матроса «Атлантиса», на Кергелене
Будучи одним из первых вспомогательных крейсеров Германии во Второй мировой войне, «Атлантис» покинул свою базу 6 апреля 1940 года под командованием капитана цур зее Бернгарда Рогге. Маскируясь сперва под норвежское судно «Кнут Нельсон», затем под советский теплоход «КИМ», «Атлантис» первым из рейдеров вышел в Атлантический океан.
  • 18 апреля 1940 года «Атлантис» получил задание выйти на судоходную трассу «Кейптаун — Фритаун», чтобы отвлечь часть сил Королевского ВМФ Великобритании от берегов Германии.
  • Вечером 10 мая у мыса Игольный близ побережья Южной Африки «Атлантис» выставил 92 мины.
  • С мая по сентябрь 1940 года «Атлантис» действовал в Индийском океане, замаскировавшись под голландское судно «Аббекерк» (нидерл. MV Abbekerk), затем под норвежское судно «Тарифа» (норв. MS Tarifa).
  • С октября 1940 г. по ноябрь 1941 г. «Атлантис» вёл рейдерство в Тихом океане.
  • 14—16 февраля «Атлантис» встретился с «Адмиралом Шеером», который при этом заправился дизтопливом из танков «Кетти Брёвиг» (норв. DT Ketty Brøvig), несмотря на сообщение из штаба о том, что данное топливо «карманному линкору» не подходит.
  • 17 мая «Атлантис» повстречал британские корабли: линкор «Нельсон» и авианосец «Игл», которые не обратили на него внимания.
  • 21 ноября 1941 года, проводя заправку подводной лодки U-126, «Атлантис» был обнаружен палубным самолётом британского крейсера «Девоншир». Вскоре появился и сам крейсер, который в короткой перестрелке потопил «Атлантис» и не стал подбирать людей из воды, опасаясь торпед субмарины (у U-126 в это время на борту не было командира). После всплытия ПЛ подобрала оставшихся в живых и взяла на буксир спасательные шлюпки с «Атлантиса». К ней на помощь поспешили U-129 и U-124. Спасшихся доставили на судно снабжения «Питон», который 1 декабря был потоплен в аналогичной ситуации крейсером «Дорсетшир». После продолжительного плавания на шлюпках 4-х немецких и 4-х итальянских подводных лодок части экипажа удалось вернуться в Германию.

Результаты

22 судна захвачено и потоплено:
ИмяТипПринадлежностьДатаТоннаж (БРТ)ГрузСудьба
Scientistгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания3 мая19406 200медь, руда, асбест, кожа, продовольствиепотоплен
Tirrannaгрузовое судноFlag of Norway.svg Норвегия10 июня19407 230пшеница, мука, шерстьзахвачен, отправлен как приз
City of Bagdadгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания11 июля19407 505кокс, стальной металлопрокат, химикаты, виски, всего 9 324 тонны грузовпотоплен
Kemmendineгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания13 июля19407 769небольшое количество алкоголяпотоплен
Talleyrandгрузовое судноFlag of Norway.svg Норвегия2 августа19406 730шерсть, пшеница, сталь, древесиназахвачен, потоплен из-за недостатка топлива
King Cityгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания24 августа19404 745уголь, кокспотоплен
AthelkingтанкерFlag of the United Kingdom.svg Великобритания9 сентября19409 557потоплен
Benartyгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания10 сентября19405 800вольфрам, цинк, парафин, кожа, фасоль, чай, почта и документыпотоплен
Commissaire Ramelпассажирское судноFlag of France.svg Франция20 сентября194010 061жир, кожа, мыло, фрукты, джемпотоплен
Durmitorгрузовое судноФлаг Югославии (1918—1945) Югославия22 октября19405 6208 200 тонн солизахвачен
TeddyтанкерFlag of Norway.svg Норвегия9 ноября19406 75010 000 тонн машинного маслазахвачен, в итоге потоплен
Ole JacobтанкерFlag of Norway.svg Норвегия10 ноября19408 30510 000 тонн авиационного бензиназахвачен
Automedonгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания11 ноября19407 530сборный груз, в том числе продовольствие, почта, техника, предметы быта, виски, сигареты, сидрпотоплен
Mandasorгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания24 января19415 144продукты, стрелковое оружиепотоплен
Speybankгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания31 января19415 150руда редких металлов, древесиназахвачен
Ketty BrøvigтанкерFlag of Norway.svg Норвегия2 февраля19417 3006 000 тонн мазута, 4 000 тонн дизельного топливазахвачен
Zam Zamпассажирское судноФлаг Египта (1922—1952) Египет17 апреля19418 299пассажиры из СШАпотоплен, пассажиры доставлены на транспорте снабжения «Дрезден» в нейтральный порт (140 американских миссионеров)
Rabaulгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания14 мая19416 810уголь, штучные товарыпотоплен
Trafalgarгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания24 мая19414 530уголь, штучные товары, в том числе два самолётапотоплен
Tottenhamгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания17 июня19414 760самолёты, запчасти, обмундирование, автомобилипотоплен
Balzacгрузовое судноFlag of the United Kingdom.svg Великобритания22 июня19415 372продовольствие, древесина, воскпотоплен
Silvaplanaгрузовое судноFlag of Norway.svg Норвегия10 июля19414 793саго, каучук, шкуры, специизахвачен

Примечания

Рейдер «Атлантис» был переоборудован из грузового судна «Гольденфельс» (нем. Goldenfels) вскоре после начала войны. В конце марта 1940 года он вышел в рейдерский поход, прорвал блокаду Северной Атлантики и бороздил морские коммуникации в водах АтлантическогоИндийского и Тихого океанов. Корабль провёл в своём единственном походе 622 дня, за это время пройдя 102 000 морских миль, захватив или потопив 22 судна общим водоизмещением более 144 000 регистровых брутто-тонн (лучший результат из всех надводных кораблей кригсмарине) и установив 92 мины у побережья Южно-Африканского Союза[3].
«Атлантис»
Atlantis
Hilfskreuzer Atlantis.jpg
Служба:War Ensign of Germany (1938-1945).svg Германия
Класс и тип суднавспомогательный крейсер
Организациякригсмарине
ИзготовительBremer Vulkan
DeSchiMAG
Спущен на воду31 мая 1937 года
Введён в эксплуатацию19 декабря 1939 года
Выведен из состава флотаПотоплен 22 ноября 1941 года
Основные характеристики
Водоизмещение17 600 т(7 862 брт)
Длина155 м
Ширина18,7 м
Осадка8,7 м
Двигатели2 × 6-цилиндровых двухтактных дизельных двигателя
Мощность7600 л. с.
Скорость хода17,5 уз
Дальность плавания60 000 морских миль
Автономность плавания250 дней
Экипаж347 человек
Вооружение
Артиллерия6 × 150-мм орудий
1 × 75-мм орудие
Зенитная артиллерия2 × 37-мм орудия
4 × 20-мм орудия
Минно-торпедное вооружение4 × 533-ммторпедных аппарата
92 морские мины
Авиационная группа2 самолёта Хейнкель-114
(1 — разобранный)[1]

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...