Translate

воскресенье, 28 мая 2017 г.

Решение о постройке Z-33 было принято в апреле 1939

Z-33 (1941)

Z-33
Служба
Германия_флаг_ВМС_с_тенью.png
Кригсмарине
Исторические данные
22 декабря 1940 годаЗаложен
15 сентября 1941 годаСпущен на воду
6 февраля 1943 годаВведен в строй
Общие данные
2657 / 3691 т.Водоизмещение
(стандартное/полное)
127,0 / 12,0 / 3,92 м.Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
реал
док
6 паровых котла / 70000Главная ЭУ
(тип/мощность)
2 эл. станции / 520 КВт, 220 ВВспомогательная ЭУ
(тип/мощность)
2 Wagner’а ед.Количество валов
33 / 19 узл.Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 2239 мильДальность плавания
(полным/экономичным ходом)
норм. 318/полн. 825 т.Запас топлива
Экипаж
332 чел.Общая численность
11 чел.Офицеры
Вооружение
Артиллерия главного калибра
  • 1×2 — 150-мм/48 LC/36;
  • 3×1 — 150-мм/48 LC/38.
Универсальная артиллерия
  • 4 — 37-мм SKC-30;
  • 10 — 20-мм C/30.
Минно-торпедное вооружение
  • 2 — четырехтрубные торпедные аппарата 533 мм;
  • 60 мин типов EMC и EMF;
  • 45 мин заграждения;
  • 2 бомбосбрасывателя;
  • 4 бомбомета;
  • 36 глубинных бомб типов WBF и WBG;
  • 2 комплекта параванов-охранителей.
Однотипные корабли
Z-33 — немецкий эскадренный миноносец типа Z/36A(Mob). Был введен в эксплуатацию в феврале 1943 и действовал в Норвежских водах до марта 1945. Выведен из состава Кригсмарине в конце апреля 1945 года и в декабре передан по репарациям СССР.

Проектирование

Решение о постройке Z-33 было принято в апреле 1939 года в месте с остальными одиннадцатью эсминцами проекта Z/38B. Корабли предполагалось использовать в водах метрополии и на Балтике. Однако данный проект не полностью удовлетворял требованиям морского командования и после ряда модификаций и увеличения размеров он превратился в проект крейсеров-разведчиков Spahkreuzer, а новые эсминцы было решено строить по проекту Z/36A.

Постройка

19 сентября 1939 года Z-33 был перезаказан по проекту Z/36.A верфи Deschimag и получил заводской номер W.1004.
В первые месяцы строительство корабля было замедленно из-за нехватки материалов. Однако к осени командование посчитало, что обстановка улучшилась — появился некоторый запас материалов (в том числе сэкономленных на других заказах). К тому же давала себя знать острая нехватка кораблей этого класса. Решено было ускорить строительство. При постройке использовали материалы временно остановленных постройкой Z-35Z-36Z-41 и Z-42, а также их заказы на механизмы.
В декабре 1941 года появились первые более или менее точные результаты эксплуатации эсминцев Z-23 — Z-26. В свете этого на строящихся эсминцах было решено выполнить ряд изменений.

Изменения коснулись и находившихся в большой готовности эсминца Z-33.
Теперь он достраивался по измененному проекту Z-36A(Mob), основные отличия которого состояли в изменении планировки внутренних помещений, а по внешнему виду — наличием большого защитного козырька на носовой дымовой трубе.
Строительство проходило не очень-то гладко. Хронические задержки поставок, особенно главных механизмов, отвлечение верфей и рабочей силы на иные заказы привели к значительным отставанием от графика. Бригады специалистов постоянно посылались в Норвегию и Францию для ремонта находящихся в строю эсминцев, это сильно ослабляло имевшиеся рабочие кадры.
Строительство эсминца было окончено почти через 3,5 года после закладки — 6 февраля 1943 года

Описание конструкции

Модернизации и переоборудования


В ходе плана «Барбара», принятый в ноябре 1944 года, на эсминце Z-33 зенитное вооружение было усилено за счет установок, снятых с затопленного в 1945 году "карманного" линкора Lutzow. Орудие N-3 на нем было снято и передано на эсминец Z-34.
Число стволов 37-мм автоматов на них к концу войны достигло десяти.
Вероятно, что две спаренных установки были размещены перед мостиком, еще две таких же — на платформе в средней части корпуса и еще одна "спарка" — на месте орудия N-3. Помимо этого эсминцы имели по двенадцать 20-мм автоматов, из которых одна счетверенная установка, две спаренных и четыре одноствольных.

История службы

В составе 4-й флотилии эсминцев



После постройки Z-33 проходил боевую подготовку до июля 1943. Затем вместе с Z-29 прибыл в расположение арктической боевой группы: переформированной 4-й флотилии эсминцев под командованием капитана-цур-зее Рольфа Йоханнессона, вернувшегося со Средиземного моря, где он командовал трофейным эсминцем «Гермес» и заслужил Рыцарский крест.
В сентябре эскадренные миноносцы приняли участие в крупнейшей по составу сил, но смехотворной по результатам операции «Цитронелла». В ходе операции «Тирпиц», Z-31 (лидер 4-й флотилии), Z-33 и Z-29 в районе Грён-фьорда попали под точный артиллерийский огонь норвежской береговой батареи. Z-29 (корветтен-капитан фон Мутиус) получил попадание 102-мм снаряда, убившего 1 офицера и 3 матросов, 4 человека получили ранения. Z-31 (корветтен-капитан Альберте) был поврежден огнем 37-мм и 20-мм автоматов (3 убитых, 1 раненый). В корпусе и надстройках Z-33 (корветтен-капитан Холторф) насчитали 36 пробоин, потери его экипажа — 3 убитых и 25 раненых. В отместку эсминцы обрушили на противника огонь 150-мм артиллерии. Главный калибр линкора в это время подверг обстрелу поселок Баренцбург, куда затем был высажен десант численностью около 300 человек.
В октябре 4-я флотилия предприняла последнюю попытку возобновления минной войны в оперативной зоне советского Северного флота. В рамках операции «Катарина» планировалась постановка трех заграждений в районе м. Канин Нос. Вечером 27 октября Z-30, Z-31 и Z-33, на каждом из которых находилось по 50 неконтактных мин EMF и 20 минных защитников, вышли из Аль-тен-фьорда. Около полудня следующих суток германская авиаразведка обнаружила в 255 милях от эскадренных миноносцев шедший на восток отряд кораблей противника (9 эскадренных и эскортных миноносцев, 1 корвет, 7 тральщиков, 6 больших охотников), и в 16.20 из штаба «Адмирала Норвежского моря» поступил приказ о возвращении. Капитан- цур-зее Йоханнессон, не сомневавшийся в возможности успешного завершения операции, дважды просил разрешения на ее продолжение, но получил отказ. Утром 29 октября корабли вернулись в базу.
В начале ноября эсминцы довоенных типов покинули Арктику навсегда, таким образом, в составе боевой группы осталось только пять «нарвиков» 4-й флотилии. К Z-29, Z-30 и Z-33 прибавились пришедшие в конце месяца Z-34 и Z-38, a Z-31 ушел на ремонт в Германию. В таком составе флотилия участвовала в операции «Остфронт», ставшей последней попыткой германского надводного флота помешать проводке северных конвоев.
Боевая группа во главе с линкором «Шарнхорст» вышла в море поздней ночью 25 декабря. Ввиду болезни адмирала Куммеца тактическое руководство группой осуществлял Начальник эсминцев контр-адмирал Эрих Бей. Для ведения поиска конвоя JW-55B он развернул эскадренные миноносцы строем фронта впереди флагманского линкора, но вскоре из-за сильного встречного ветра и волнения скорость эсминцев снизилась настолько существенно, что они потеряли «Шарнхорст» из виду. Около полудня 26 декабря Йоханнессон получил приказ действовать самостоятельно, а в 14.00 Бей отпустил эсминцы на базу. Их отсутствие стало одной из причин гибели последнего боеспособного линкора Германии в бою с британской эскадрой. Нельзя назвать удачным и назначение на должность командующего эскадрой контрадмирала Бея — по мнению адмирала В.Маршалля, «человека, который, имея большой опыт в командовании эсминцами, недостаточно разбирался в принципах действия тяжелых кораблей».
В 1944 году бездействие боевой группы, вызванное нехваткой топлива, боязнью новых потерь и усилившейся активностью союзников, достигло столь ужасающей стадии, что стало угрожать боеспособности кораблей. Положение дел наилучшим образом характеризуется в известной работе Ю.Майстера. «Фактически, — пишет швейцарский историк,— эскадренные миноносцы не отвечали требованиям плавания в бурных северных морях и были весьма чувствительны к плохим условиям базирования в Северной Норвегии в связи с тем, что имели силовые установки, работавшие на паре высокого давления и требовавшие очищенной от примесей котельной воды. Серьезные ремонты могли выполняться исключительно на верфях Германии. Из-за недостатка топлива не только сокращалось число переходов в Германию, но и в ходе боевых действий проводилась экономия энергетических ресурсов кораблей, их полные возможности не использовались».
Эскадренные миноносцы активно участвовали в обеспечении ПВО Альтен-фьорда, сбив несколько самолетов, но в море практически не выходили. Только 31 июля флотилия в полном составе (в мае вернувшийся из Германии Z-31 сменил ушедшего на ремонт Z-30) сопровождала «Тирпиц» во время его последнего учебного похода, а 14 октября обеспечивала переход тяжело поврежденного линкора из Альтен-фьорда в Тромсё.
Впоследствии корабли флотилии стали использоваться на приморском фланге советско-германского фронта, но и здесь успех не сопутствовал им. 21 октября советские торпедные катера атаковали два германских конвоя в районе м. Кибергнес, но эскадренные миноносцы оказались слишком далеко, чтобы успеть вмешаться в ход столкновения. В последующие два дня они прикрывали от атак прибрежные конвои, а 26 октября флотилия предприняла попытку перехвата советских эсминцев «Баку», «Гремящий», «Разумный» и «Разъяренный», обстрелявших порт Вардё, но успеха не имела. 31 октября Z-33 выставил 20 мин ЕМС в районе м. Маккаур.
В конце года эсминцы 4-й флотилии (с 13 ноября до конца войны ею командовал капитан-цур-зее барон Хуберт фон Вангенхайм) совершили несколько выходов в море для обеспечения эвакуации германских войск из Северной Норвегии, в ходе которых не имели ни одного боевого столкновения. Отсутствие осязаемых результатов деятельности пяти крупных кораблей заставило командование Кригсмарине перевести флотилию на Балтику, где потребность в артиллерийских кораблях ощущалась весьма остро.
25 января Z-31, Z-34 и Z-38 покинули Тромсё, a Z-33, находившийся на севере без полноценного технического обслуживания уже 17 месяцев, проходил ремонт в Нарвике.
5 февраля Z-33 (фрегаттен-капитан Менге) покинул Нарвик. Высокая скорость корабля и сложные метеоусловия позволяли избежать обнаружения противником, но стали причиной неприятностей другого рода. Утром 7 февраля в районе Бру-фьорда (200 миль юго-западнее Тронхейма) эсминец ударился о подводную скалу, потерял правый винт и погнул вал. Днище было распорото на протяжении II — VII отсеков, обе машины вышли из строя. С большим трудом подошедшие сторожевики и тральщики отбуксировали превосходивший их по водоизмещению в 4 раза «нарвик» в находившийся поблизости Форде-фьорд, где утром 9 февраля его обнаружили британские самолеты-разведчики.
Воздушный налет, в котором участвовало 32 штурмовика «Бофайтер» 18-й авиагруппы Берегового командования под прикрытием 10 истребителей «Мустанг», начался около 17 часов. Условия не благоприятствовали нападавшим. Эсминец и его эскорт (прорыватель заграждений, 2 тральщика, 3 сторожевика) располагались в узком и скалистом фьорде под прикрытием зенитных батарей, а неподалеку располагался аэродром истребительной авиации. Штурмовики вынуждены были заходить с одного направления, подставляясь под дула зенитных орудий, которым даже не надо было менять углы прицеливания, а на выходе из атаки их ждали «фокке-вульфы» и «мессершмитты». Результаты дня дали повод назвать его «Черной пятницей Берегового командования». Z-33 получил только одно ракетное попадание в район полубака и потерял 4 человека убитыми, ни один из эскортных кораблей также серьезно не пострадал. Англичане потеряли 10 самолетов (три из них сбито зенитчиками, остальные истребителями) — почти четверть из участвовавших в атаке.
Спустя два дня после налета Z-33 был отбуксирован в Тронхейм и поставлен в док, который покинул лишь 26 марта. 2 апреля эсминец прибыл в Свинемюнде, к тому времени уже прифронтовой город, подвергавшийся почти каждый день налетам советской или союзной авиации. Ремонт повреждений так и не был полностью окончен. Z-33 не принял участия ни в одной боевой операции, а исполь зовался как плавучий склад запчастей. Часть экипажа списали в морскую пехоту. 27 апреля небоеспособный корабль отправился в Киль, а затем в Куксхафен, где и капитулировал.



Командиры

  • корветтен-капитан Эрих Холторф —— 06.02.1943 - июнь 1944
  • фрегаттен-капитан Рудольф Менге —— июнь 1944 - март 1945
  • капитан-лейтенант Генрих Петер-Перкам —— 19.03.1945 - 08.05.1945


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Холодная война

Холодная война Холодная война Дата: 5 марта 1946 — 21 ноября 1990 Место: Планета Земля. Итог: Распад СССР Распад: СЭ...