Малый торпедный катер Ш-4 РККФ
Вице-адмирал А. Кузьмин, в годы войны командовавший бригадой торпедных катеров на Севере, писал: "Наши отечественные торпедные катера, в частности Д-3, нравились нам больше иностранных. После установки моторов новой марки они развивали такую же скорость, как "хиггинсы", а были чуть ли не вдвое меньше их по тоннажу и потому намного превосходили в маневренности. Низкий силуэт, мала осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника".
Торпедные катера использовались в ВОВ не только для атак вражеских судов, но и для высадки десантов морпехов и подвозки боеприпасов на плацдармы, поставки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, обстрела побережья, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).
Марка ТК | Ш-4 | Г-5 | Д-3 серия 1 | Д-3 серия 2 | Комсомолец |
Год | 1928-1932 | 1933-1944 | 1940-41 | 1943-45 | 1945 |
Построено | 84 (5 серий) | 321 (8 серий) | 26 | 47 | 32 |
Длина, м | 18 | 19 | 21,6 | 21,6 | 18,7 |
Водоизмещение, т | 10 | от 14,91 (VI серия) до | 31 | 32 | 17 |
Двигатели | Два бензиновых двигателя «Райт-Тайфун» | Два ГАМ-34Б по 850 л.с. (IX серия «Изотта-Фраскини» А550-1000 по 1000 л.с., серия ХIбис ГАМ-34Ф по 1000 л.с, XII серия «Паккард» по 1150 л.с.) | суммарная мощность трех бензиновых моторов ГАМ-34ВС 2550 л. с. | суммарная мощность трех бензиновых моторов Паккард 3600 л. с. | суммарная мощность двух бензиновых моторов Паккард 2400 л. с. |
Скорость, узлов | 52 | 58 | 32 | 45 | 48 |
Дальность, миль | 300 | 220 | 350 (550 экон.) | 345 | |
Вооружение | Два пулёмета ДА (с Х серии - ШКАС, с 1941 г - один ДШК) + Два 533-мм кормовых желобковых ТА | Два 12,7-мм пулёмета ДШК + Два 533-мм бортовых бугельных ТА БС-7 + 1 бомбосбрасыватель (8 глубинных бомб БМ-1) | Два 12,7-мм пулёмета ДШК + 20-мм или 25-мм пушка + Два 533-мм бортовых бугельных ТА БС-7 + 1 бомбосбрасыватель (8 глубинных бомб БМ-1) | Две спарки 12,7 мм пулеметов + Два 533-мм трубных ТА + Два лотковых бомбосбрасывателя (6 глубинных бомб М-1) | |
Экипаж | 6 | 6 | 9 + десант | 11 + десант | 7 |
Мореходность, баллов | 3 | 4 | 6 | 6 | 4 |
В одном экземпляре выпущен СМ-3 - вариант деревянного катера Д-3 со стальным корпусом. Прототип СМ-3 активно и успешно применялся на Черном море. Д-3 выпускался также в варианте морского охотника: на месте ТА установлен 37 мм зенитный автомат, количество глубинных бомб увеличено с 8 у ТКД-3 до 12. При меньшем водоизмещение чем у МО-4, МО-Д3 имел более мощное вооружение и скорость, но уступал по таким параметрам как мореходность и дальность плавания. В 1944 году был построен один большой торпедный катер ТМ-200, в 1946 - один ТД-200, с 1947 по 1952 - 168 единиц ТД-200бис. Они вооружались торпедными аппаратами трубчатого типа; установлен авторулевой «Янтарь-2». |
Победы торпедных катеров в ВОВ
Североморец дважды Герой Советского Coюза Александр Осипович Шабалин на своем катере к началу 1944 потопил 7 вражеских судов (1 подводную лодку, 4 транспорта и 2 сторожевика), сбил 1 самолёт.
Большие цветные фото ТК типа "Комсомолец"
Советский катер Д-3 (ТКД-3) и 533-мм торпеда | Советский большой торпедный катер Д-3 Северного флота Vedette-torpilleur D3 |
Советский малый торпедный катер Г-5
Малый торпедный катер Ш-4 ВМФ СССР
Советский реданный торпедный катер Ш-4
Торпедные катера Д-3 РККФ
Советский катер ЧФ
Американский торпедный катер А-1 Воспер в Советском ВМФ (ленд-лиз)
Американские лендлизовские торпедные катера А-2 Хиггинс Северного флота ССС
Комментариев нет:
Отправить комментарий